Первыми представителями «органической русской философии»были западники и славянофилы. К западникам относятся: П.Л. Чаадаев, А.Л. Герцен, Т.М. Грановский,Н.Г. Чернышевский, В.П. Боткин и др. Основная идея западников заключается в признании европейскойкультуры последним словом мировой цивилизации, необходимости полного культурноговоссоединения с Западом, использования опыта его развития для процветанияРоссии. Особое место в русской философии XIX в. вообще, а в западничествев частности занимает П.Я. Чаадаев, мыслитель, сделавший первый шаг в самостоятельномфилософском творчестве в России XIX столетия, положивший начало идеям западников.Свое философское миропонимание он излагает в «Философических письмах»и в работе «Апология сумасшедшего». По-своему понимал Чаадаев и вопрос о сближении России и Запада.Он видел в этом сближении не механическое заимствование западноевропейскогоопыта, а объединение на общей христианской основе, требующей реформации,обновления православия. Это обновление Чаадаев видел не в подчинении православиякатолицизму, а именно в обновлении, освобождении от застывших догм и приданиирелигиозной вере жизненности и активности, чтобы она могла способствоватьобновлению всех сторон и форм жизни. Эта идея Чаадаева позже была глубокоразработана виднейшим представителем славянофильства А. Хомяковым. Второе направление в русской философии первой половины XIXв. — славянофильство. О сторонниках этого направления сложилось устойчивоемнение как о представителях либерального дворянства, провозглашающих особоеисторическое предназначение России, особые пути развития ее культуры и духовнойжизни. Такое одностороннее толкование славянофильства нередко приводилок тому, что это направление трактовалось как реакционное или, в лучшем случае,как консервативное, отсталое. Подобная оценка далека от истины. Славянофилыдействительно противопоставляли Восток Западу, остава- 46 ясь в своих философских,религиозных историко-философских воззрениях на русской почве. Но противопоставлениеЗападу проявлялось у них не в огульном отрицании его достижений, не в замшеломнационализме. Напротив, славянофилы признавали и высоко ценили достоинствазападноевропейской культуры, философии, духовной жизни в целом. Они творческивосприняли философию Шеллинга, Гегеля, стремились использовать их идеи. Славянофилы отрицали и не воспринимали негативные сторонызападной цивилизации: социальные антагонизмы, крайний индивидуализм и меркантильность,излишнюю рациональность и т.п. Истинное противостояние славянофильства Западузаключалось в различном подходе к пониманию основ, «начал» русскойи западноевропейской жизни. Славянофилы исходили из убеждения, что русскийнарод должен обладать самобытными духовными ценностями, а не восприниматьогульно и пассивно духовную продукцию Запада. И это мнение сохраняет своюактуальность и поныне. В развитии славянофильства особую роль сыграли И.В. Киреевский,А.С. Хомяков, К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин. Многообразие их взглядовобъединяет общая позиция: признание основополагающего значения православия,рассмотрение веры как источника истинных знаний. В основе философского мировоззренияславянофильства лежит церковное сознание, выяснение сущности церкви. Наиболееполно эта основа раскрыта Л.С. Хомяковым. Церковь для него не является системойили организацией, учреждением. Он воспринимает Церковь как живой, духовныйорганизм, воплощающий в себе истину и любовь, как духовное единство людей,находящих в ней более совершенную, благодарную жизнь, чем вне ее. Основнымпринципом Церкви является органическое, естественное, а не принудительноеединение людей на общей духовной основе: бескорыстной любви к Христу. Итак, западничество и славянофильство — две противоположные,но и вместе с тем взаимосвязанные тенденции в развитии русской философскоймысли, наглядно показавшие самобытность и большой творческий потенциал русскойфилософии XIX в.