Шпаргалка по предмету "Философия"


Человек в «философии жизни»

В XIX — начала XX в. относительный универсализм сложившихсяэволюционных представлений о культуре «преодолевается» появлениемцелого ряда философских течений и школ. «Философияжизни» (В.Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпен-глер, X. Ортега-и-Гассет, А. Бергсон и др.)рассмагривает дух как субстанцию культуры, которая может быть понята нерационально, а посредством внутреннего переживания, интуиции. Культура трактуетсякак самобытная и локальная реальность, обладающая своеобразием, особым менталитетом,«душевным настроем» жизни. Ф. Ницше видит в любой культуре средствоподавления и порабощения человека. «Философия жизни» возникла как оппозиция класическо-мурационализму и как реакция на кризис механистического естествознания, базирующегосяна принципе строгости и точности испытующего ума. Опираясь на традиции немецкогоромантизма, «философия жизни» подходит к жизни как к первичнойи исходной реальности в построении философских учений. Фридрих Ницше (1844-1900) — немецкий философ и филолог, яркийпроповедник индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма. Для творчества Ницше характерно необычное употребление общепринятыхв философии понятий. Его идеи, как правило, облечены в форму фрагментови афоризмов. Ему чужды всякие попытки построения философской системы. СогласноНицше, мир есть постоянное становление и бесцельность, что выражается видее вечного возвращения одного и того же. Лишь понятие «вещи»выступает как некий момент устойчивости в хаосе становления. Теории познания в ее классическом смысле не была предметомособого внимания мыслителя. А некоторые его высказывания по этим вопросампроникнуты субъективизмом и агностицизмом. Ницше отвергает принципы демократиии исторического прогресса: он противопоставляет ему amor fati — любовь ксудьбе; он отвергает также идеи равенства и справедливости как «разлагающиецельность человеческой природы». Ницшеанский образ «сверхчеловека» воплощает егокри тику морали. Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль, предполагаяпослушание, терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет волючеловека. А это резко претило воззрениям Ницше: он гипертрофировал волю,особенно волю к власти, в широком смысле этого слова. Образ «сверхчеловека»— это культ «сильной личности», одержимой жаждой власти. ПоНицше, все критерии морали носят чисто произвольный харак тер, а все формычеловеческого поведения маскируют «волю к власти». В начале XX в. большую популярность приобрело учение французскогомыслителя Анри Бергсона (1859-1941) — представителя интуитивизма и философиижизни. Его воззрения можно определить как генеральное возражение противматериалистически-механистического и позитивистского направления философскоймысли. Наиболее важно его учение об интенсивности ощущений, о времени, освободе воли, о памяти в ее соотношении со временем, о творческой эволюциии роли интуиции в постижении сущего. Значимо в его концепции стремлениепостроить картину мира, которая по-новому объясняла бы эволюцию природыи развитие человека в их единстве. Критикуя механицизм и догматический рационализм,А. Бергсон утверждал в качестве субстанции жизнь как некую целостность,отличную от материи и духа: жизнь устремлена «вверх», а материя— «вниз». В своих гносеологических рассуждениях Бергсон противопоставляетинтеллект интуиции, полагая, что интеллект — это орудие оперирования с материальными,пространственными объектами, тогда как интуиция дает человеку возможностьсхватывать суть «живой целостности» вещей, явлений. В своихметафизических воззрениях (при рассмотрении эволюции органического) Бергсонтрактовал жизнь как некий метафизически-космический процесс, как «жизненныйпорыв», как могучий лоток творческого формирования, при этом по мереослабления напряжения этого порыва жизнь увядает и распадается, превращаясьв материю, которую он рассматривал как неодушевленную массу — «вещество»Человек же являет собой творческое существо, и через него проходит путь«жизненного порыва».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.