В своих сказках М. Е. Салтыхов-Щедринвыступал против социальной несправедливости и общественного зла в любыхего проявлениях. Основная проблема, затрагиваемая автором в произведениях(особенно в сказках), — взаимоотношения эксплуататоров и эксплуатируемых,помещиков и крестьян, эта тема особенно четко прослеживается в сказках«Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик».
М. Е. Салтыков-Щедрин считает, что первоосновой и источником жизни являетсяпростой русский мужик, что создатель всего того, что нас окружает, — народ.Нет народа — государство погибнет. Он поэтизирует ловкость и находчивостьмужика, его трудолюбивые руки и чуткость к кормилице-земле. Помещики игенералы на таком фоне выглядят жалкими, никчемными людьми, совершенноне приспособленными к жизни, умеющими лишь отдавать приказы. Эти люди(если их можно так назвать) не вызывают у меня ничего, кроме чувства презрения.
Самодовольные, «сытые, белые, веселые», они воспринимают все блага в жизникак должное, как непреложный атрибут дворянского происхождения. «Вот каконо хорошо быть генералами — нигде не пропадешь!» — так рассуждают генералыиз сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Автор постоянно подчеркивает бесполезность существования генералов, ихпотребительское отношение ко всему окружающему, об этом красноречиво говоритследующая фраза: «Я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся,как их утром к кофею подают!» Обращает на себя внимание то, с какой любовьюавтор описывает мужика, которого жизнь научила быть сильным, ловким, сообразительным.Мужик сумел поймать рябчика силком, сделанным из собственных волос, «развелогонь», «стал даже суп в пригоршне варить».
Салтыков-Щедрин осуждает паразитическую жизнь генералов, но в то же времяс горькой иронией, с болью в сердце сатирик говорит о крестьянской привычкеповиновения, осуждая чрезмерную покорность и неистощимое терпение.
Подобными чувствами пронизана и другая сказка Салтыкова-Щедрина — «Дикийпомещик», в которой автор, сохраняя язык народной сказки, повествует особытиях современной ему жизни. Хотя действие происходит в «некоторомцарстве, некотором государстве», в произведении изображен вполне конкретныйобраз русского помещика — князя Урус-Кучум-Киль-дибаева. Смысл его существованиязаключается в том, чтобы «понежить свое тело». Он полностью живет за счетсвоих мужиков, но ненавидит их, боится, презирает, не выносит «холопьегодуху». Он молит бога о том, чтобы он все его владения очистил от мужика.И однажды «не стало мужика на всем пространстве владений помещика».
Отсутствие мужиков сразу же отразилось на жизни всего государства: «остановилисьи подати, и регалии, и не стало возможности достать на базаре ни фунтамуки, ни куска мяса», и, следовательно, на существовании помещика. Онсовсем одичал без мужиков, полностью потерял свое человеческое обличье:«весь он, с головы до ног, оброс волосами, а ногти у него сделались, какжелезные. Сморкаться он уже давно перестал, ходил все больше на четвереньках...утратил способность членораздельно произносить звуки...»
Человек, считающий себя истинным представителем России, его опорой, потомственныйроссийский дворянин, без мужиков превратился в дикого помещика, большепохожего на животное.