Философы и историки по-разному смотрят на исторический процесс.Историки подходят к изучению истории общества с позиций науки, их цель —получение достоверного, истинного знания в отношении любых конкретных, зафиксированныхфактов и событий. В философии истории последняя предстает в виде целостногопроцесса, связывающего воедино прошлое, настоящее и будущее. Но таким историческийпроцесс можно увидеть только в том случае, когда ему придана концептуальнаяоформленность, когда он устремлен, хотя бы в теории, к такому будущему состоянию,которое философ признает за ко- нечную цель, неважно, в абсолютном смыслеили в относительном. Философия истории, таким образом, вопреки ее названию,обращена равным образом от настоящего как в прошлое, так и в будущее. Философия истории как теоретическое знание начинается с идеиистории. Откуда она берется? Отдельные намеки на нее, различные аспектыпостоянно обсуждаются в различных сферах культуры общества. Философия призванауловить эти умонастроения, составляющие самосознание определенной эпохи,и выразить в теоретической форме, в виде философского текста. В философии истории, пожалуй, с наибольшей полнотой проявляетсяприрода социально-философского знания. Философия выражает духовные, идеальныеустремления конкретного общества или цивилизации, которым она пытается придатьтеоретическую форму, т.е. логически последовательно и упорядоченно изложитьсмысл истории, который принимает для себя страна или цивилизация. Но этотеоретическое знание нельзя назвать чисто научным. Признание закономерного характера процесса развития приводитк выделению определенных этапов в истории общества. В христианской философииистории насчитывается три этапа — от сотворения мира до явления Христа,затем от явления Христа до его второго пришествия, которое означает конецистории, и, наконец, установление Божьего царства на земле, когда спасутсялишь истинно верующие. Французский философ-просветитель М. Кондорсе в концеXVIII в. писал о десяти стадиях прогресса человеческого разума. Он считалразвитие знания и просвещения главной движущей силой исторического прогресса.В начале XIX в. французский философ-утопист А. Сен-Симон разработал своюсхему чередования ступеней эволюции общества — ангинная, рабовладельческая,феодально-крепостническая и, наконец, научно-промышленная стадии. Гегель в грандиозном труде «Философия истории»пишет о направленности исторического процесса и его закономерном характере.Смысл истории — в развитии свободы. Всемирная история направляется с Востокана Запад, т.е. Европа есть, безусловно, конец всемирной истории, а Азияее начало. Восток знал и знает только, что «один свободен»,греческий и римский мир знает, что «некоторые свободны», германскиймир знает, что «все свободны». Таким образом, всемирная историяпроходит четыре ступени, и на последней, в германском государстве, абсолютныйдух — основа и движущая сила всемирной истории — достиоет полной зрелости,возвращается к себе через полное раскрытие своего идеального содержания,которое он вмещал в себя, однако, еще до начала реального процесса всемирнойистории. Радикальный подход к анализу исторического процесса как порочноедостояние западной мысли был критически переосмыслен К. Марксом при созданииим фор-мационной теории развития общества. Эта теория приобрела впоследствииогромную известность. Она сыграла важную роль в осмыслении мировой истории,особенно последних двух веков.