Вот уже близится к концу учебный год.За окном весна, и все школьники мыслями унеслись в заоблачные дали подназванием «каникулы». Но еще не время расслабляться и предаваться лени.Нужно собраться перед последним «рывком». Сейчас у нас урок литературы,тема которого «Урок развития речи по произведению Ф. Искандера «Тринадцатыйподвиг Геракла». И хотя мифы Древней Греции было пройдены еще в началегода, эта книга словно поворачивает время вспять и заставляет вспомнитьсентябрь.
Но темой этого небольшого рассказа является не миф,а обычная история, которая могла произойти в любой школе и в любом классе.А начинается эта история с появления в школе, далеко не образцовой, учителяматематики, который сильно отличался от прежних педагогов, преподававшихматематику. А отличался он тем, что «его нельзя было назвать слабохарактерным,ни тем более неряшливым», как узнаем мы из текста рассказа. Само имя учителякак нельзя более подходило математику. Грек Харлампий Диогенович походилна Пифагора внешне и производил впечатление особенного человека, при появлениикоторого в классе ученики «замирают».
С появлением нового учителя математики ученики узнали, что такое «веселье,организованное сверху самим же учителем». И это «веселье» не мешало ведениюурока, наоборот, в классе устанавливалась «мертвая» тишина.
Рассказчик, от лица которого ведется повествование,и его одноклассники вскоре прониклись уважением к этому спокойному человеку,невольно заставившему учеников серьезно относиться к учебе. ИроничныйХарлампий Диогенович со временем дал понять изворотливому подрастающемупоколению, что уход от ответственности наказуем. И приучать себя к этомунужно с ранних лет, помня о том, что все возможные подвиги на благо человечестваГеракл уже совершил.