Бытие — предельно широкая философская категория для обозначенияцелостности и субстанциональности мира. В европейской культуре первые определениябытия возникли еще в Древней Греции, что исторически совпало со становлениемфилософского знания, переходом от образно-мифологического к теоретико-логическомумышлению. Понятие о целостности мира формировалось исподволь, его возникновениюпредшествовал целый ряд промежуточных понятий и концепций. Мыслители античностивсесторонне и обстоятельно рассматривали различные альтернативы философскихпостроений, опираясь на богатый духовный опыт предшествующего развития (мифология,религия, искусство). В результате возникла радикально новая установка впознании и понимании окружающего мира. Так, если греческие натурфилософы(ранний период) рассматривали действительность как многообразие постоянноизменяющихся предметов, явлений, процессов, то их последователи (первыйсреди них — Парменид) поставили вопрос о всеобщей и постоянной основе этихизменений, которая и была названа бытием. «Бытие» — производное отелов «быть»,«есть», весьма распространенных во многих языках мира, имеетсвое специфическое, собственное философское содержание и означает не простосуществование каких-либо объектов окружающего мира, а того, что гарантируетэто существование. Понятие бытия отвлекается от бесконечного многообразия свойстви качеств конкретных предметов, кроме одною — быть существующими. Подобныйподход задает миру целостность, делает его обьектом специфического рассмотрения.Учение о бытии (онтология) — важный раздел философскою знания. В основе понятия бытия лежит убежденность челове ка в том,что мир существует не только здесь и сейчас (этот фаю неоспоримо доказываетсячеловеческим опытом), но повсюду и вечно (интуитивная деятельность сознания).Единство этих сторон составляет самую общую структуру понятия бытия. Мы непоколебимо верим в то, что при всех потрясениях в природеи обществе мир является стабильным, постоянным, вечным. Этот мир и являетсяистинным бытием, нашей жизненной опорой. Понятие именно о таком мире составляетоснову смыслообразующей человеческой деятельности. На интуитивное «ядро»как бы накладывается определенная система понятий, образующих смысл, заключенныйв той или иной философской концепции. Бытие формирует представление о том что мир вокруг нас развиваетсяи живет по своим законам, не зависящим от нашей воли, желаний и произвола.Эти законы обеспечивают стабильность и гармонию мира, в тоже время ограничиваютнашу деятельность. Понимание этого и умение следовать требованиям бытияобеспечивают существование человека. Можно выделить следующие основные формы бытия:
- вещей, процессов, заключающее в себе бытие природы как целого и бытиевещей, производимых человеком;
- человека — подразделяется на бытие человека как природного существаи специфическое человеческое бытие;
- духовного, состоящего из объективного и субъективного духа;
- социальное, состоящее из бытия отдельного человека и бытия общества.
Бытие как исходное понятие лишь начальный пункт философскогоразмышления о мире и человеке. Оно становится содержательным, конкретно-всеобщимтолько лишь через взаимодействие с такими философскими категориями, какматерия, сознание, движение, пространство, время, системность, детерминизми другие. Но это уже относится к последующему изложению.