Философия составляет теоретическую основу мировоззрения,или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовноеоблако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляетжизненно важный уровень мировоззрения. Но мировоззрение имеет и высший уровень— обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядови опыта, а также тончайшая сфера нравственной жизни общества. В целом мировоззрениеможно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядовчеловека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, пониманиеи оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества;совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых,нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований,убеждений и идеалов людей. В зависимости от того, как решается вопрос о соотношениидуха и материи, мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим,религиозным или атеистическим. Материализм есть философское воззрение, признающеесубстанцией, сущност-ной основой бытия материю. Согласно материализму, миресть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованнойматерии — мозга. Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которомуистинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу — разуму, воле. В мировоззрении находит свое завершение целостность духовностичеловека. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не толькокаждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельныйчеловек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями,но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельностиее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностныхориентации, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человекаи общества. Проблема ценностей в составе мировоззрения теснейшим образомсвязана с такими феноменами духа, как вера, идеалы и убеждения. Вера, утвержденнаяна глубокой нравственной потребности души, изящно оживленной «теплымдыханием чувств», — один из стержневых устоев духовного мира человекаи человечества. Может ли быть так. чтобы человек в течение всей своей жизнини во что не верил? Такого быть не может: хоть дремлющая вера, но непременноналичествует в душе даже такого человека, про которого говорят, что он Фоманеверующий. Вера являет собой феномен сознания, обладающий силой неустранимостии огромной жизненной значимости: человек не может вообще жить без веры. Нельзя отождествлять веру вообще с религиозной верой. Важной составляющей мировоззрения являются идеалы. Человекв своей жизни, в своем постоянном моделировании будущего не может обойтисьбез стремления к идеалу. Человек испытывает потребность измышлять идеалы:без них нет на свете ни одного разумного человека, ни общества; без нихне могло бы существовать человечество. Убеждения составляют стержень мировоззрения и духовное ядроличности. Человек без глубоких убеждений — это еще не личность в высокомсмысле этого слова; это как бы плохой актер, играющий навязанные ему ролии в конечном счете утрачивающий свое собственное Я.