Шпаргалка по предмету "Философия"


Словарь терминов

Аберрация — (лат. aberratio уклонение),отклонение от нормы. Абсолют — (от лат. absolutus — безусловный — неограниченный)— безусловное, совершенное начало бытия, свободное от каких-либо отношенийи условий (бог, Абсолютная личность — в теизме. Единое — в неоплатонизмеи т. п.). Вечная, неизменная первооснова всего существующего (дух. идея,божество). Абсолютный дух — в философскойсистеме Гегеля — заключительное звено развития духа, реализующее самосознаниеабсолютной идеи. Пройдя этапы субьективного духа и объективного духа, духвосходит к абсолютному знанию. Абстрактное — в диалектическойтрадиции понимается в широком смысле как «бедность», односторонностьзнания. Связывалось Гегелем с рассудочностью мышления. Аксиология — философское учениео природе ценностей, их месте в реальности, о структуре ценностей мира (тоесть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурнымифакторами) и о структуре личности. Амбивалентность—двойственность,противоречивость чувств, эмоций, испытываемых человеком к одному и томуже объекту. Антагонизм — одна из форм противоречий,характеризующаяся острой непримиримой борьбой враждующих сил, тенденций. Антиномия — противоречие междудвумя суждениями, каждое из которых считается в равной степени обоснованными. как правило, логически выводимым в рамках некоторой концептуальной системы(теории). Антропология (философская) —учение о человеке, его сущности и природе. Антропософы — последователи антропософии— религиозно-оккультного учения о человеке, созданного в начале XX векав России Штейнером и его адептами. Апокатастас — возвращение вещейв своем былом обличий и состоянии. Апофагпичвский — относящийсяк апофатическому богословию, которое базируется на отрицательных утвержденияхо Боге, как не имеющем атрибутов, не подлежащем определению, поскольку Оннаходится вне бытия и качественности. Апперцепция — результат жизненногоопыта индивида, обеспечивающий выделение гипотез об особенностях воспринимаемогообъекта, ею осмысленное восприятие. Априорный — не опирающийся назнание фактов, чисто умозрительный. Априорное утверждение Архетип — беспрецедентная, бессознательная,предшествующая форма, которая, судя по всему, представляет собой часть наследуемойструктуры психэ (души), и вследствие этого способна спонтанно проявлятьсебя везде и в любое время. Аскетизм - термин, обозначающийпризнание и исполнение — аскезу — предписаний, имеющих целью достижениедуховно-нравственного совершенства при помощи подавления телесно-чувственныхвлечений и желаний и сосредоточенности человека исключительно только нажизни духа. Эти предписания включают в себя существование в бедности, половоевоздержание, терпение, отрешенность от суеты мира и т.п. Атеизм — исторически разнообразныеформы отрицания, опровержения религиозных представлений и культа и утверждениесамоценности бытия мира и человека. Аутентичный — подлинный, исходящийиз первоисточника. Бессмертие — существование личностиили души после смерти; в более широком смысле — слияние души с Богом илис «мировым духом»; и, наконец, существование личности в сознаниипотомков. Бессознательное — совокупностьпсихических процессов, не представленных в сознании субьекта. В ряде психологическихтеорий — особая сфера психического, качественно отличная от сознания. В«философии бессознательного» Э. Гартмана Бессознательное — универсальнаяоснова бытия. Благо — то, что заключает в себеопределенный положительный смысл. «Высшее Благо» (термин введенАристотелем, лат. summum bonum) — то, в зависимости от чего в философскихучениях определялась соотносительная ценность всех других благ: блаженство,«эвдемония» в древнегреческой этике, Единое — у Платона и внеоплатонизме, бог в средневековой схоластике. С кон. 19 в. понятие Благовытесняется понятием ценности. В более узком смысле Благо в этике — синонимдобра. Богоискательство — религиозно-философскоетечение в среде русской либеральной интеллигенции. Возникло в атмосференазревавших в предреволюционный период общественных перемен и получило широкоераспространение после поражения революции 1905-1907 гг. Предлагалось перестроитьсовременные формы гражданского быта и человеческого существования на основеобновленного христианства. (Представители: Бердяев Н.А, Булгаков С.Н., МережковскийД.С., Гиппиус З.Н., Минский Н.) Бытие — философская категория, обозначающаяреальность, существующую объективно. Несводимое лишь к материально-предметномумиру, Бытие обладает различными уровнями: органическая и неорганическаяприрода, биосфера, общественное Бытие, объективно-идеальное Бытие (ценностикультуры, общезначимые принципы и категории научного знания и др.), Бытиеличности. Вера — принятие чего — либо за истину, не нуждающееся в необходимомполном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и,следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость. Верификация — в обычном словоупотреблении— доказательство, подтверждение истинности какого-либо положения; в логикеи методологии науки: процесс установления истинности научных утвержденийэмпирическими методами проверки. Вещь в себе — философское понятие,означающее вещи, как они существуют сами по себе («в себе), в отличиеот того, как они являются «для нас» в познании; одно из центральныхпонятий «Критики чистого разума» И. Канта. Власть — в общем смысле, способностьи возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействиена деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства — авторитета,права, насилия. Воля — стремление и способностьосуществлять свои желания, достигать поставленных целей; либо власть, возможностьраспоряжаться. В метафизике и оккультной философии. Воля есть то, что руководитпроявленными вселенными в вечности, Воля есть единый и единственный принципабстрактного вечного Движения, или его воодушевляющая сущность. «Вопяесть первая из всех сил», говорит Ван Гельмонт, «... Воля естьатрибут всех духовных существ и выражает себя в них тем экгивнее, чем большеони освободились от материи.» Герменевтика — (от греч. hemieneutikos— разъясняющий — истолковывающий), искусство толкования текстов (классическойдревности, Библии и т. п.). учение о принципах их интерпретации; экзегетика.В идущих от В. Дильтея философских течениях кон. 19-20 вв. — учение о «понимании»(целостном душевно-духовном переживании) как методологической основе гуманитарныхнаук (в отличие от «объяснения» в естественных науках). Героизм, героическое — совершениевыдающихся по своему общественному значению действий, отвечающих интересамнародных масс, передовых слоев населения и требующих от человека личногомужества, стойкости, готовности к самопожертвованию. С древних времен людиотказывали в героизме тем необыкновенным и ярким действиям, которые не отвечалиинтересам народа, общественным идеалам. Гносеология — раздел философии,учение о познании, в котором изучаются закономерности и возможности познания,отношения знания (ощущений, представлений, понятий) к объективной реальности,исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверностии истинности. Гностицизм — (от греч. gnostikos— знающий) — философское учение, признающее возможность познания объективногомира и его закономерностей; религиозное дуалистическое учение поздней античности(1-5 вв.), воспринявшее некоторые моменты христианского вероучения (т. н.иудеохристиэнекий Гностицизм), популярной греческой философии и восточныхрелигий. Гностицизм строго эзотеричен; притязал на «истинное»знание о боге и конечных тайнах мироздания. Государство — основной институтполип ической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрануего экономических и социальных структур, подавление социальны) противников.Обладав монополией на принуждение в рамках определенной территории, правомна осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики,исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всегс населения,правом взимания налогов и сборов. Гражданское общество —
  • необходимый и рациональный способ социальной жизни, основанный направе и демократии; (общественное устройство, при котором человеку гарантируетсясвободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаютсяправа человека, обеспечивается идеологический плюрализм. Гражданскоеобщество контролирует государство, которое служит обществу;
  • мир интересов, отношений и институтов, призванный предотвращать такиеформы государственной организации, при которой внутренние интересы членовобщества подменяются интересами государственного аппарата.
Гуманизм — исторически изменяющаясясистема воззрения, признающая ценность человека как личности, его правона свободу, счастье, развитие и проявление сьоих.слособностей, считающаяблаго человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства,справедливости, человечности — желаемой нормой отношений между людьми. Движение — способ существованияматерии, в самом общем виде — изменение вообще, всякое взаимодействие обьектов.Движение выступает как единство изменчивости и устойчивости, прерывностии непрерывности, абсолютною и относительного. Дедукция — (от лат. deductio— выведение) — вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение),звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования.Началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы,имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом — следствияиз посылок, теоремы («частное»). Если посылки дедукции истинны,то истинны и ее следствия. Дедукция — основное средство доказательства. Деизм — религиозно-философскоевоззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либоучастия и не вмешивается в закономерное течение его событий. Детерминизм — философское учение об объективной закономернойвзаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реальногомира. Дефиниция — определение. Деятельность — способ воспроизводствасоциальных процессов, самореализации человека, его связей с ошужающим миром. Диалектика — учение о наиболееобщих эщономерных связях и становлении, развитии бытия и познания; основанныйна этом учении метод мышления. В результате внутренних противоречий появляетсяновое. Закон перехода количествен-ных изменений в качественные. Диалог — (dialogue, от греч.dialogos) — разговор между Двумя или несколькими лицами; философский термин,используемый в современных онтологических теориях коммуникации для обозначенияособого уровня коммуникативного процесса, на котором происходит слияниеличностей участников коммуникации. Дивергентный — расходящийся вразные стороны. Добро — основная моральная ценность,нравственная ценность сама по себе. Долг — это категория этики, вкоторой выражается нравственная задача отдельного индивида, группы лиц.класса, народа в конкретных социальных условиях и ситуациях, становящихсядля них внутренне принимаемым обязательством. Дуализм — (от лат. dualis — двойственный)— философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал —духа и материи. Противостоит монизму, разновидность плюрализма. Термин введенX. Вольфом. Один из крупнейших представителей — Р. Декарт. Дух — свободен от конкретныхвоплощений и вездесущ, легко проникает всюду и столь же легко уходит залюбые границы, поэтому он способен доходить до вершин мироздания. Душа — понятие, выражающее историческиизменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходитк древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного(иногда и растения) и покидающей его во время сна или а случае смерти (ср.учение о переселении душ — метемпсихоза). Идеи всеобщей одушевленности космоса(гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платан, неоплатонизм).У Аристотеля Душа — актив-i нов целесообразное начало («форма»)живого тела, неотделимое от него. В теистических религиях Душа человека— созданное богом, неповторимое бессмертное духовное начало. Евразийство — идейно-политическоеи философское течение в русской эмиграции 1920-30-х гг. Историофилософскаяи геополитическая доктрина евразийства, следуя идеям поздних славянофилов,во всем противопоставляла исторические судьбы, задачи и интересы Россиии Запада и трактовала Россию как «Евразию», особый срединныйматерик между Азией и Европой и особый тип культуры. Жизнь — одна из форм существованияматерии, способная к развитию (эволюции). В метафизическом смысле — основноймотив созерцающего мир мышления как содержание переживания человека; жизненнаясудьба вообще. Западничество — В России в середине19 в.: общественное течение, представители которого, принадлежа к разнымполитическим направлениям, признавали, в отличие от славянофилов, западноевропейскийкапиталистический путь развития приемлемым для России. Представители: П.В.Анненков. В.П. Боткин, Т.Н. Граневский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков. И.С.Тургенев, П.Я.Чаадаев, Б.Н.Чичерин 3ло — противоположность добра.То, что воспринимается как препятствующее жизни, уничтожающее ее или обеспечива-ющеенекоторую ценность, то, что вызывает дисгармонию. Знак — материальный, чувственновоспринимаемый пред мет (явление, действие), который выступает как представительдругого предмета, свойства или отношения. Знаки бывают языковыми и неязыковыми.Представление, возникающее в сознании благодаря знаку, есть значение знака;представление, слившееся со своим значением в некое внутреннее единство,есть символ. Важнейший знак для человека — явление. Идеал — (греч. idea — идея, понятие,представление) — совершенство, совершенный образец чего-то, высшая цельстремлений, деятельности. Идеализм --- направление в философии;считает идею, сознание, дух первичными, а природу, бытие, материю — вторичными. Идентификация — (отождествление)бессознательный процесс, благодаря которому индивид ведет себя, думает ичувствует, как это делал бы другой человек, с которым он себя идентифицирует.Играет важнейшую роль в формировании личности. Идеология — (греч. idea — понятие,представление + логия) — система идей, взглядов, нравственных, эстетических,в которых осознаются и оцениваются отношения людей к дейсгвительности, выражаютсяинтересы соц. групп. Имманентный — внутренне присущеетому или иному предмету, явлению или процессу свойство. Индивид — (от лат. individuum— неделимое) — единичное как противоположность совокупности, массе; отдельноеживое существо, особь, отдельный человек, в отличие от стада, труппы, коллектива.В логике И. называют любой объект, обозначаемый единичным, или собственным,именем. Индивидуализм — тип мировоззрения,сутью которого является, в конечном счете, абсолютизация позиции отдельногоиндивида в его противопоставленности обществу, причем не какому-то определенномусоциальному строю, а обществу вообще, миру в целом. Индустриальное общество — общество,основанное на развитии крупного промышленного производства, формирующеесоответствующее модели рынка, потребителя, социальной организации, наукии культуры. Ориентация людей на постоянный рост обьема производства, потребления,знания. Идея роста и прогресса — «ядро» индустриального мифаили идеологии. Экстенсивное развитие производства, «механизация»общественных связей, отношений человека с природой. Интеллигибельный — философскийтермин, обозначающий объект, постигаемый только умом и недоступный чувственномупознанию. Интенция — намерение, цель, направлениеи направленность сознания, воли, чувства на какой-либо предмет. Интерпретация — (interpretation,от лат. inlerpretatio — посредничество) — разъяснение, истолкование, раскрытиесмысла, значения чего-либо (напр. той или иной акции, решений, действийвластей, а также положений и норм различных видов права, статей законов,кодексов, указов и т.д.). Императив (от лат. imperativus— повелительный) — требование, приказ, закон. У И. Канта в «Критикепрактического разума» — общезначимое нравственное предписание, в противоположностьличному принципу (максиме); гипотетический императив имеет силу лишь приопределенных условиях, категорический императив — безусловный принцип поведения. Истина — соответствие высказыванияреальности, соответствие человеческих знаний действительности, совпадениечеловеческой мысли и объекта. Категорический императив — центральноепонятие этики И. Канта, безусловное общеобязательное формальное правилоповедения всех людей. Требует поступать всегда в соответтвии с принципом,который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом, и относитьсяко всякому человеку как к цели, а не как к средству. Конфликт — (лат. conflictus —столкновение) — столкновение противоп. интересов, взглядов или мнений. Космизм — совокупность течений философской и религиозноймысли, ставящие в центр своих исследований проблему космического всеединствавсего живого, волю к мистико-интуи-тивному познанию внеземных пространств. Культура — форма деятельностилюдей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемыев эту деятельность её продукты и результаты. Либерализм — идейное и общественно-политическоетечение, возникшее в европейских странах в 17-18 вв. и провозгласившее принципгражданских, политических, экономических свобод. Истоки Либерализма — вконцепциях Дж. Локка, физиократов, А. Смита, Ш. Монтескье и др.. направленныхпротив абсолютизма и феодальной регламентации. Либидо — преимущественно бессознательныесексуальные влечения, вообще стремления, желания, склонности. К.Г. Юнг вполемике с 3. Фрейдом расширяет его до понятия психической энергии вообще,своего рода метафизического принципа психики. Личность — индивидуальныйчеловек как субъект общественной жизни, общения и деятельности, а также— своих собственных сил, способностей, потребностей, интересов, устремленийи т.д. Логика — (от греч. logos — слово,понятие, рассуждение, разум) — наука о законах и операциях правильного мышления,наука о способах доказательств и опровержений. Основателем логики считаетсяАристотель. Максима — ( лат. maxima (regula,sententia) — основное правило, принцип) — краткое изречение, вид афоризманравственного, этического характера; правило поведение принцип, которымчеловек руководствуется в своих поступках; обычно выражается в констатирующейили наставительной форме. Материализм — это одно из направленийв философии, которое исходит из того, что
  • мир — по природе своей материален,
  • материя, природа, бытие существуют вне и независимо от сознания;материя первична и является источником ощущений, а сознание вторично,производно;
  • мир и его закономерности вполне познаваемы.
Материя — (латинское materia).вещество; субстрат, субстанция; содержание (в отличие от формы). Понятиематерии как субстрата вещественного мира было выработано в греческой философиив учениях Платона и Аристотеля, при этом Материя понималась как чистая потенция.Сформулированное Р. Декартом понятие материи как телесной субстанции, обладающейпространственной протяженностью и делимостью, легло в основу материализма17-18 вв. Материя — центральная категория , диалектического материализма. Мессианизм — религиозная верав пришествие Мессии (спаситель, который должен явиться с неба для установления«царства божия»). Метафизический — относящийсяк метафизике, надэмпирический, стоящий над всяким возможным опытом, трансцендентный;по Канту, рассмотрение метафизично, если оно «содержит то, что изображаетпонятие, данное априори». Метод — (от греч. methodos —путь исследования — теория, учение), способ достижения какой-либо цели,решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практическогоили теоретического освоения (познания) действительности. В (философии Метод— способ построения и обоснования системы философского знания. Методология — (от метод и ...логия)— учение о структуре, (логической организации, методах и средствах деятельности;Meтодология науки — учение о принципах построения, формах и способах научногопознания. Мировоззрение — это совокупность взглядов, оценок, принцилов,определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека ивместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мистицизм — пристрастие к мистическому,склонность к неопределенному. неточному мышлению, в тех случаях, когда речьидет о вещах нематериальных. Мифология (от греч. mylhologiaот греч. mytnos — предание + logos— учение) изображение природы, всего миракак населенных живыми существами с их магической, чудесной и фантастическойпрактикой.Форма общественного сознания, способ понимания мира, характерныйдля ранних стадий общественного развития. Монада — (от греч. топаз — род.п. топ ados — единица, единое), понятие, обозначающее в различных философскихучениях основополагающие элементы бытия: число в пифагореизме; единое внеоплатонизме; единое начало бытия в пантеизме Дж. Бруно; психически активнаясубстанция в монадологии Г.В. Лейбница, воспринимающая и отражающая др.монаду и весь мир. Мораль — (от лат. moralis — нравственный)совокупность ограничений и претензий людей в системе соц. взаимодействия,взаимных свобод и обязательств, эквивалентов в процессах соц. обмена, принимаемыхи выполняемых людьми добровольно, без законодательного принуждения; однаиз основных форм общественкого сознания, достижение гуманистической культурычеловека. Народничество — идеология и движениеразночинной интеплигенции, отражало антифеодальные интересы крестьянства,выступало одновременно и против пережитков крепостничества, и против буржуазногоразвития страны. Наука — сфера человеческой деятельности,функция которой — выработка и теоретическая систематизация бъективных знанийо действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельностьпо получению знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основенаучной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Натурфилософия — (от лат. natura— природа) — фил. природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемойв ее последовательности. Возникла в Древней Греции в досократовский период(милетская школа) и явилась по существу первой ист. формой фил. Неофит — новообращенный в какую-либорелигию; новый сторонник какого-либо учения. Нигилизм — позиция абсолютногоотрицания. Теоретический нигилизм отрицает саму возможность познания истины.По Ницше — это явление, связанное с переоценкой высших ценнстей. Ничто — отсутствие или даже небытиечего-либо, выражавшее в языке при помощи отрицания. Это отрицание можетиметь лишь относительный смысл, означая отсутствие свойств, состояний. процессовв определенном нечто, или абсолютный. Ноосфера — сфера взаимодействияприроды и общества, в которой человеческая деятельность становится главнымопределяющим фактором развития. Норма — предписание, образецповедения или действия, заключения о чем-либо или мера оценки. Обскурантизм — крайне враждебноеотношение к просве-дению и науке, мракобесие. Общественный договор — философскаяи юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной властисоглашением между людьми. Общество — совокупность людей,объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействияв целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся устойчивостьюи целостностью, саморазвитием, наличием особых социальных ценностей и норм,определяющих их поведение. Объект — (от лат. objectum —предмет) — то, что противостоит субъекту в его предметно-практической ипознавательной деятельности. В качестве Объекта может выступать и сам субъект. Онтология — раздел философии,учение о бытии, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, егоструктура и закономерности. Отчуждение — процесс превращенияразличных форм человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельнуюсипу, господствующую над ним и враждебную ему. Парадигма — (от грен, paradeigma— пример — образец) — (исходная концептуальная схема, модель постановкипроблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение (определенногоисторического периода в научном сообществе, система основных науч. достижений(теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практикаученых в конкретной области знаний в данный период. Смена парадигм представляетсобой научную революцию. Парадокс — (от греч. paradoxes— неожиданный — странный) — неожиданное, непривычное, расходящееся с традициейутверждение, рассуждение или вывод. В логике — противоречие, полу-(ченноев результате логически формально правильного рассуждения, приводящее к взаимнопротиворечащим заключениям. Патристика — философия и теологияотцов церкви, то есть духовно-религиозных вождей христианства до VII века.Отцы церкви пытались согласовать Священное писание и языческие тексты античныхфилософов. Плюрализм — (от лат. pluralis— множественный) — философское учение, согласно которому существует несколько(или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин «Плюрализм»введен X, Вольфом (1712). Пограничные ситуации — ситуации,в которых человеческая экзистенция познает себя как нечто безусловное. Пограничные(ситуации наряду с удивлением и сомнением являются источником философии.Мы реагируем на пограничные ситуации маскировкой или отчаянием, сопровождающимисявосстановлением нашего самобытия (самосознания). Познание — процесс полученияи обновления знаний, деятельности людей по созданию понятий, схем, образов,концепций, обеспечивающих воспроизводство и изменение их бытия, их ориентациив окружающем мире. Постмодернизм — явление, характерноев последние десятилетия для Запада, выразившееся в конструктивной критикепринципов классического рационализма и традиционных ориентиров метафизическогомышления. Право — система общеобязательныхсоциальных норм, а также отношений, закрепляемых государством с помощьюэтих норм и охраняемых им; включает также права, свободы и обязанности человекаи гражданина, определяющие правовой статус личности. Прагматизм — (от греч. pragma— род. п. pragmatos — дело, действие), философское учение, трактующее философиюкак общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различныхжизненных ситуациях. Объекы знания, с точки зрения прагматизма, формируютсяпознавательными усилиями в ходе решения практических задач. Прогресс — тип, направление развития,характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенногок более совершенному. Просвещение — политическая идеология,философия и культура эпохи крушения феодального и утверждения буржуазногостроя. Рационализм - философское направление,признающее разум основой познания и поведения людей. Рациональное — соответствующеезаконам разума, т. е. законам логики, и соответствующее принятым каким-либосообществом правилам. Религия — (religion, от пат.religio — благочестие, культ, святыня) — весьма влиятельное миропониманиеи мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия(культ), основанные на вере в существование бога (богов), сверхъестественного. Релятивизм — методологическийпринцип в теории познания, состоящий в абсолютизации положения об относительностии условности наших знаний. Рефлексия — (от позднелат. reflexio— обращение назад) — размышление, самонаблюдение, самопознание. Форма теоретическойдеятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действийи их законов. Ригоризм — (от лат. rigor — твердость,строгость), строгое проведение какого-либо принципа в действии, поведениии мысли, исключающее какие-либо компромиссы, учет других принципов, отличныхот исходного, и т.п. Сакральный — (от латинского sacralis— священный), обозначение сферы явлений, предметов, людей, относящихся кбожественному, религиозному, связанных с ними, а отличие от светского, мирского,профанного. Свобода — способность человекак активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниямии интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей.(Семантика — (от греч, semantikos — обозначающий) — значения единиц языка,раздел языкознания, изучающий значение единиц языка, прежде всего слов.. Сентенция — (лат. sententia —мысль — изречение, приговор) изречение нравоучительною характера. Славянофильство — в России всередине 19в.: идейуо-политическое течение, представители которого противопоставлялиисторический путь развития России развитию стран Западной Европы и идеализировалипатриархальные черты русского быта и культуры. Смерть — прекращение жизнедеятельностиорганизма, тело которого после этого подвержено действию только законовнеорганической природы. Смысл — идеальное содержание,идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо (Смыслжизни, Смысл истории и т. д.). Сознание — человеческая способностьидеального воспроизведвния действительности в мышлении, высшая форма психическогоотражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью,идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах:индивидуальной (личной) и общественной. София — в русской религиознойфилософии (софиологии) творческая премудрость Божия, в которой заключенывсе мировые идеи и которая носит в своём сердце всю природу и одновременноявляется идеей самого человечества. Олицетворяет женственное в Боге и являетсясимволом тайны мира. Справедливость — категория морально-правовогои социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с историческименяющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Субстанция — (лат. substantia— сущность; то — что лежит в основе), объективная реальность; материя вединстве всех форм ее движения; нечто относительно устойчивое; то, что существуетсамо по себе, не зависит ни от чего другого. Субстрат — общая основа всехпроцессов и явлений. Субъект — (от лат. subjectus— лежащий внизу — находящийся в основе), носитель предметно-практическойдеятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности,направленной на обьект. Судьба — в обыденном сознаниинеразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков. В античностивыступала как слепая, безличная справедливость, как удача и случайность,как всеохватывающая непреложная предопределенность. Вера в судьбу частосвязывалась с астрологией. Христианство противопоставило идее судьбы верув божественное провидение. В конце 19 в. понятие судьбы получило распространениев философии жизни. В обыденной речи часто означает: участь, доля, жизненныйпуть, стечение обстоятельств. Схоластика — (от греч. scnolastikos— школьный — ученый), тип религиозной философии, характеризующийся соединениемтеологодогмэтических предпосылок с рационалистической методикой и интересомк формально-логическим проблемам. Так нередко называли знание, оторванноеот реальной жизни. Сциентизм — (от лат. scientia— наука) — абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизниобщества; в качестве образца берутся естественные науки, математика. Творчество— деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью,оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Теизм — (от греч. theos — бог)— религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Бога как абсолютнойличности, пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нем.Признание потусторонности Бога отличает Теизм от панТеизма, признание непрерывнойактивности Бога — от деизма. Телеология — (от греч. telos— род. п. teleos — цель и ...логия), философское учение, приписывающее процессами явлениям природы цели (целесообразность), которые или устанавливаютсяБогом, или являются внутренними причинами природы. Теократия — (от греч. theos —боги ...кратия) — форма правления, при которой глава государства (обычномонархического) является одновременно его религиозным главой. Теология — (от-греч. theos —Бог и ...логия) (богословие) — совокупность религиозных, доктрин и ученийо сущности и действии Бога. Предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающегочеловеку знание о себе в откровении. Теоцентризм — идея, по которойосновой мироздания является Бог. Все поступки человека имеют смысл тогдаи только тогда, когда они связаны с Богом. Толерантность — (лат. tolerantia—терпение)— терпимость, снисходительность к чужим мнениям, верованиям, поведению,обычаям, культуре, чувствам, идеям, один из основных демократических принципов,неразрывно связанный с концепциями плюрализма, свободы и прав человека. Традиция — (от лат. traditio— передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиесяот поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальныхгруппах в течение длительного времени. Трансцендентальный — (от лат.transcendens — род. п. transcendents — выходящий за пределы), в схоластике— предельно общие понятия (вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое). Вфилософии Канта — априорные формы познания, организующие опытные данные. Трансцендентный — запредельныйпо отношению к какой-либо определенной сфере, к миру в целом. Утопия — изображение идеальногообщественного строя, лишенного научного обоснования. Утилитаризм — (от лат. utilitas — польза — выгода) — принципоценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служитьсредством для достижения какой-либо цели. Фальсификация — (позднелат. falsificatio— от falsifico — подделываю) — преднамеренное искажение каких-либо данных. Фатализм — мировоззрение, рассматривающеекаждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализациюизначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. Феминизм — комплекс социально-философских,социологических, психологических, культурологических теорий, анализирующихположение женщины в обществе. Философия — (от фил... и греч.sophia — мудрость) — форма общественного сознания, мировоззрение, системаидей, взглядов на мир и на место в нем человека. Фрейдизм — общее обозначениефилософско-антролологической и психологической концепции 3. Фрейда и всейсовокупности, развившихся на ее основе учений и школ. Исходя из учения Фрейдао бессознательном, Фрейдизм стремится свести формы кульpы и социальной жизник проявлениям первичных влечений. Ценность — положительная илиотрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальнойгруппы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе;критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципахи нормах, идеалах, установках, целях. Цивилизация — (civilization,от лат. civilis — гражданский) — высокая ступень, уровень общественногоразвития, материальной и духовной культуры; синоним культуры; совокупностьдостижений общественного прогресса; общество. Экстраполяция — распространениевыводов относительно одной части какого-либо явления на другую часть, наявление в целом, на будущее и т.п. Эмпиризм — направление в теориипознания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, чтосодержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта,либо сведено к нему. Эндогамия — заключение браковвнутри определенного этноса. Этнос — (от греч. etnos — народ)— исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая социальнаяобщность людей, объединенных общностью языка, своеобразия культуры, быта,традиций, обычаев, самосознания. Явление — (от греч. ptiainomenon— являющееся) — событие, случай, факт, все, что в жизни имеет место и вчем обнаруживается, сказывается сущность, все, что вопринимается чувствами.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.