Философские определения понятия «информация»отличаются чрезвычайной противоречивостью вплоть до полярности. На одномполюсе— безграничный панинформизм (удачное выражение проф. А.В. Соколова),на другом — полнейший информационный нигилизм. Между ними — признание информациитретьим атрибутом материи, равнозначным веществу и энергии; утверждениео независимости информации от какого бы то ни было материального носителя;трактовка ее как тонкоматериальной структуры с необычными для физическогомира свойствами; признание в одном случае первичности информации и вторичностиматерии, а в другом — материальности информации и т.д. Наиболее экспрессивно утверждаются две точки зрения — панинформистскаяи негинформистская. Первую внедряет президент Международной академии информатизацииИ.И. Юзвишин. Информация, согласно его утверждению, «фундаментальныйгенерализационно-единый безначально-бесконечный законопроцесс резонансно-сотового,частотно-квантового и нульсингулярного самоотношения, самоотражения, отношения,взаимодействия, взаимопревращения, взаимосохранения (в пространстве и времени)энергии и движения на основе материзации и дематеризации в вакуумосферахи материосферах Вселенной». Прямо противоположна по отношению к изложенной концепцияинфонигилизма, в соответствии с которой понятие информации есть пустое множество,поскольку информацию невозможно идентифицировать Информация в сущности есть достояние только субъективногосознаний, за его пределами информации не существует. Онтологически информацияесть субъективная реальность. Это утверждение целиком согласуется с достижениями современнойпсихологии. Философы тоже определяют сознание как способность человека оперироватьобразами социальных взаимодействий, действий с предметами, социальных икультурных связей, отделенных от непосредственных контактов с людьми и актовдеятельности, рассматривать эти образы в качестве условий, средств, ориентировсвоего поведения. Сознание есть субъективный образ объективного мира, субъективнаяреальность. Информация, ушедшая в глубины сознания, называется памятью.