Видным представителем младогегельянской школы был ЛюдвигФейербах. Ядром философской концепции Фейербаха был человек, который «иесть Бог». Религия у Фейербаха — продукт человеческой фантазии. Вработе «Сущность христианства» Фейербах дал концептуальный анализспецифики религиозного сознания, суть которой — в вере в сверхъестественноеи фантастические образы. Именно чувства, особенно чувства зависимости человекаот стихийных сил природы, играют решающую роль в религиозном поклонении.При этом Фейербах пытался не столько упразднить религию, сколько реформироватьее, поставив на место веры в Бога веру человека в самого себя. Исходя изэтого он ратовал за религию любви к человеку. В вопросах гносеологии Фейербахделал акцент на роли чувств и опыта в познании. Этим он значительно отличалсяот предшествующей традиции немецкой классической философии и особенно трактовкипроблем теории познания Гегелем. Фейербах считал, что прежняя философияпреувеличивает роль разума в освоении мира. В целом философия Фейербаха антропологична. В ней общественныесвязи трактуются преимущественно с нравственных позиций. В антропологическойпарадигме Фейербаха человек обладает изначальной неизменной природой, независящей от национальности, социального статуса, эпохи. Характерными чертамиэтого человека выступают любовь к жизни, стремление к счастью, инстинктсамосохранения, эгоизм, которые и определяют его поаедение в культуре. Фейербахисходил из того, что человек изначально естествен и к нему неприменимы оценочныехарактеристики (добрый, злой и т.д.) и только условия человеческой жизниделают его тем, кем он становится. Заслугой Фейербаха является подчеркивание связи идеализмас религией. Резкой критике подвергает Фейербах также идеалистический характергегелевской диалектики. Основное содержание и смысл философии Фейербаха— отстаивание материализма. Антропологизм Фейербаха проявлялся в выдвижениина первый план сущности человека, которая рассматривается им как «единственный,универсальный и высший» предмет философии. Но провести последовательноматериальную точку зрения в этом вопросе Фейербаху не удается, так как человекдля него — абстрактный индивид, чисто биологическое существо в теории познания. Вместе с тем он не отрицал и значение мышления в познании,пытался характеризовать объект в связи с деятельностью субъекта, высказывалдогадки об общественной природе человеческого познания и сознания и т.д.Идеалистические воззрения на общественные явления вытекают из стремленияФейербаха применить антропологию как универсальную науку к изучению общественнойжизни. Идеализм Фейербаха особенно ярко проявляется в исследовании религиии морали. Религия рассматривается им как отчуждение человеческих свойств:человек как бы удваивается и в лице бога созерцает свою собственную сущность.Таким образом, религия выступает как «бессознательное самосознание»человека. Причины такого удвоения Фейербах видит в чувстве зависимости человекаот стихийных сил природы и общества. Особый интерес представляют догадкиФейербаха о социальных и исторических корнях религии. Подобная антропологически и атеистически ориентированнаяфилософия оказала значительное влияние на мировоззренческие дискуссии осудьбе идей Гегеля. Особенно ценными оказались идеи о возвращении человекав центр философии, необходимости видеть мир через era потребности, что импонировалорадикально настроенным исследователям Гегеля.