Наука — это деятельность человека по выработке, систематизациии проверке знаний. Научным может считаться только хорошо проверенное и обоснованноезнание. Знание становится научным когда оно достигает некоторого, достаточновысокого развития, порога научности. Наука начинается с наблюдения событий, фактов, их фиксированиявысказываниями, которые возможно проверить. Для науки важным фактом являетсяобнаружение регулярности, так как она позволяет объяснять и предсказыватьявления. Преемственность между обыденным знанием и наукой, здравымсмыслом и критическим, рациональным мышлением состоит в том. что научноемышление возникает на основе предположений здравого смысла, которые в дальнейшемподвергаются уточнению, исправлению или замене другими положениями. Так,обыденное представление о движении Солнца вокруг Земли, вошедшее в системумира Пголемея, и многие другие предположения были подвергнуты критике изаменены научными положениями. В свою очередь, здравый смысл также не остаетсянеизменным, ибо со временем включает в свой состав утвердившиеся в наукеистины. Наука хотя и начинает с анализа предположений здравого смысла,не отличающихся особой обоснованностью и надежностью, в процессе своегоразвития подвергает их рациональной критике, используя для этого специфическиеэмпирические и теоретические методы исследования, и тем самым достигаетпрогресса в понимании и объяснении изучаемых явлений. Поскольку наука вообще и научное исследование в частностипредставляют собой особую целенаправленную деятельность по производствуновых, надежно обоснованных знаний, постольку они должны располагать своимиспецифическими методами, средствами и критериями познания. Именно эти особенностиотличают науку как от повседневного знания, так и от ненаучных его форм. Социальные функции науки исторически изменяются и развиваются,как и сама наука. Развитие социальных функций представляет собой важнуюсторону самой науки. Современная наука кардинально отличается от той науки,которая существовала полстолетия назад. Изменился ее характер взаимодействияс обществом. В современной науке и ее взаимодействии с различными сферамижизни общества выделяют следующие выполняемые ею социальные функции:
- культурно-мировоззренческие (период кризиса феодализма, зарождениябуржуазных общественных отношений и формирование капитализма). Влияниена данном этапе обнаруживалось в сфере мировоззрения, зо время борьбытеологии и науки;
- как непосредственно производительной силы (эпоха Средневековья).Теология завоевала место верховной инстанции. В сфере зарождавшейсянауки остались проблемы частного «земного» характера;
- как социальной силы — научные знания и методы все шире используютсяпри решении разных проблем, возникающих в ходе развития общества. Коперниковскимпереворотом наука оспорила у теологии право монопольно определять формированиемировоззрения. Это стало первым актом в процессе проникновения научногознания и научного мышления в структуру деятельности человека и общества;именно здесь обнаружились первые признаки выхода науки в социальнуюпроблематику. В этом историческом порядке функции возникали и расширялись.
Что касается функций науки, как непосредственно производительнойсилы, то сегодня они представляются не только наиболее очевидными, ной первейшими,изначальными, с учетом беспрецедентных масштабов и темпов современного НТП.