Категорию развития обычно определяют как процесс необратимыхизменений системы. Для уточнения часто добавляют, что этот процесс состоитв переходе от низшего уровня организации системы к высшему и от простогок сложному. Как философская концепция, идея развития наиболее полно быласформулирована Гегелем, но она имела идеалистический характер и относиласьк развитию объективного духа, абсолютной идеи, существующей независимо отчьего-либо сознания. Если освободить гегелевскую концепцию от весьма сложныхспекулятивно-идеалистических формулировок, то ее рациональный смысл сводитсяк тому, что по законам диалектики развиваются мысль, система идей или теория.Поскольку же между мышлением и бытием в философии Гегеля постулируется тождество,то тем самым законы диалектики оказываются применимыми и к бытию. Наиболее конструктивным принципом гегелевской диалектикисчитается знаменитая триада, описывающая общий ход развития мысли. Согласнотриаде, развитие начинается с определенного позитивного утверждения, илитезиса. Затем этот тезис подвергается отрицанию, и таким путем возникаетантитезис. Наконец, благодаря сопоставлению и объединению тезиса и антитезисапоявляется их синтез. В отличие от идеалистической диалектики в марксистской философиивсегда подчеркивался материалистический характер развития, совершающегосяв природе и обществе. Более конкретное представление о процессе развитиядается в законе отрицания отрицания, который отображает поступательный характерразвития. В качестве геометрического образа для иллюстрации обычно обращалиськ фигуре спирали, поскольку она показывает поступательное движение по восходящейлинии, в котором происходит повторение на более высокой стадия определенныхстадий и моментов развития. Именно такая схема служила для пояснения категорииразвития в природе и обществе, результатом которого является возникновениеновых, более сложных структур и систем. Говоря о противоречиях, необходимо четко отличать противоречияразвития от противоречий формальнологических, которые запрещаются логикой.Действительно, согласно известному логическому закону непротиворечия а правильномрассуждении недопустимо одновременно утверждать суждение А и его отрицаниене-А, т.е. их конъюнкция будет всегда ложным суждением, а из него логическиможно вывести как истину, так и ложь. В результате этого исчезнет различиемежду истиной и ложью, что приведет к нарушению логической последовательностине только в научных, но и в любых рассуждениях вообще. Критики диалектики обычно ссылаются именно на этот аргумент,заявляя, что допущение противоречий приводит к разрушению науки. Следует,однако, не путать формально-логические противоречия с противоречиями развитиянаучного познания. Такие противоречия действительно обнаруживаются в ходеразвития науки и выражаются в несоответствии между старыми методами объясненияи вновь открытыми фактами и данными. Когда старые идеи и теории оказываютсяне в состоянии понять и объяснить новые факты, тогда они приходят в противоречиес ними. Такие противоречия представляют собой проблемы для науки и на ихразрешение направлена вся исследовательская деятельность ученых.