Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) — гениальный ученый-энциклопедист,обогативший своими открытиями почти все области знания, разработавший естественнонаучныепроблемы и внесший огромный вклад в гуманитарные науки, в частности, в филологию,к тому же незаурядный поэт. Это дало основание А.С. Пушкину назвать его«первым нашим университетом», «величайшим умом новейшихвремен». Мировоззрение Ломоносова формировалось в первую очередь подвлиянием научных трудов представителей механистического мироосмысления —Г. Галилея, Р. Декарта, Ф. Бэкона. И. Ньютона, Г. Лейбница и др. Вместес тем оно теснейшим образом связано с его собственными естественно-научнымиисследованиями. Существенно и то, что он прослушал курс философии в Марбургскомуниверситете у X. Вольфа. Ломоносов развивал идеи «корпускулярнойфилософии». Материю он понимал как состоящую из мельчайших частиц— атомов, образующих более сложные формы — корпускулы (или молекулы), которые,сочетаясь в разных комбинациях и количествах, порождают все многообразиевидимого в природе. Эта его концепция атомизма лежит в основе «полнойсистемы природы». С идеей единства мира тесно связана и его идея овсеобщей взаимосвязи и развитии в природе, что свидетельствует о наличиив его взглядах элементов диалектики. Занимаясь естественными науками, Ломоносов придавал первостепенноезначение опыту. Но опыт как метод познания был для него лишь основой достоверности;для того же, чтобы извлечь из опыта истину, обобщить экспериментальные данныеи на згой осно- ' не разработать новый закон природы, необходима аналитическаяи синтетическая деятельность разума. Поэтому в ходе познания ученый долженвыдвигать гипотезы в качестве предварительного логического объяснении опытныхданных. Лишь подтвержденная опытом гипотеза приводит к истинной теории.Итак, метод познания Ломоносова таков: от опыта через гипотезы к установлениюстрогой научной теории. В своих философских воззрениях Ломоносов стоял на позициипримирения научного и религиозного объяс-нения мира. «У многих глубокоукоренилось убеждение, что метод философствования, опирающийся на атомы,либо не может объяснить происхождение вещей, либо, поскольку может, отвергаетБога-творца. И в том, и в другом они, конечно, глубоко ошибаются, ибо нетникаких природных начал, которые могли бы яснее и полнее объяснить сущностьматерии и всеобщего движения, и никаких, которые с большей настоятельностьютребовали бы существования всемогущего двигателя». М. Ломоносов, как и И. Ньютон, провел четкую методологическуюгрань в подходе к объяснению конкретно-научных проблем. С точки зрения Ломоносова,нельзя решать конкретно-научные проблемы, скажем, в математике, механике,химии и т.п., все время ссыпаясь на религиозные принципы. Воззрениям Ломоносова,как многих мыслителей его времени, был присущ деизм, согласно которому Бог— главный «архитектор» мироздания. «Нерассудителен математик,ежели он хочет Божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель,если он дум^т, что по псалтыре научиться можно астрономии или химии».