В качестве самостоятельного духовного явления о русской философииможет идти речь, начиная с конца XVIII — начала XIX в. В широком смыслерусская философия этого периода является продуктом взаимодействия самобытныхидей русского православия и воззрения французских философов эпохи Просвещения.В XIX в. русская философия формировалась при заметном влиянии Шеллинга иГегеля (Веланский, Давыдов), а позднее позитивизма и материализма (Киреевский,Белинский,Герцен, Бакунин). Последний в результате генезиса своих взгядов стал идеологомрусского анархизма. Среди последователей материализма и позитивизма — Н.Г.Чернышевский, П. Лавров, М.М. Филиппов. Первая попытка связать марксизмс русской философией была сделана В.Г.Плехановым. В конце XIX в. начинаетформироваться русская мистически-религиозная философия. Сначала она получилаотражение в произведениях Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. Последний далфилософско-психологический анализ пограничных ситуаций. Принято считать,что он является предтечей экзистенциализма. Первые известные за пределамиРоссии представители русской православной философии — В. Соловьев и П. Флоренский.Соловьев сформировался как философ под воздействием Канта и пришел такимобразом к оправданию мистического христианства. Благодаря этим философамдетальную разработку получили такие этико-религиозные понятия как «соборность»,«софийность», «всеединство» и «общее дело».Близко по воззрениям к ним стоял П.Я. Чаадаев. Религиозный философ Лев Шестов был близок к экзистенциализму.Дальнейшее развитие русской философии связано с тремя основными направлениями:психологическим (рефлексология Бехтерева и Павлова), теософско-мистическим,в лице русского космизма Е. Бловацкой и этическим учением Н.К. Рериха, котороебыло в наиболее полном виде изложено в его сочинении «Живая этика».Междисциплинарные исследования на стыке философии и методологии естествознанияосуществил В.И. Вернадский. Он развил понятие ноосферы, введенное в наукуТейяром де Шарденом.