Экзистенция — способ бытия человека. Впервые в этом значениитермин экзистенция употребляется Кьеркегором. Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование)— «философия существования», одно из самых модных философскихтечений в середине XX в., явившее собой «самое непосредственное выражениесовременности, ее затерянности, ее безысходности... Экзистенциальная»философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленностии безысходности всего происходящего... Экзистенциальная философия — этофилософия радикальной конечности» Экзистенциализм — это философия человека. Основная тема всехработ — это человек, его взаимоотношения с миром, человек в его самосознании.Суть экзистенциалистского подхода заключается в следующем: личность не зависитот окружающей среды, при этом разум, логическое мышление составляет лишьнекоторую часть человека ( не главную его часть). Согласно экзистенциализму, задача философии — заниматьсяне столько науками в их классическом рационалистическом выражении, скольковопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своейволи заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Егобытие окружено со всех сторон какими-то таинственными знаками, символами.Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каково место человека в мире? Каковвыбор им своего жизненного пути? Это действительно очень важные вопросы,которые не могут не волновать людей. Экзистенциалисты исходят из единичногочеловеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательныхэмоций — озабоченность, страх, сознание приближающегося конца своего бытия.При рассмотрении всех этих и других проблем представители экзистенциализмавысказали немало глубоких и тонких наблюдений и соображений. Основа каждой личности — это некоторый поток переживанийего мироощущения, переживания своего собственного бытия. Именно этот потокпереживаний называется экзистенцией. Экзистенция не только не зависит отсреды, она всегда уникальна и неповторима. Отсюда два вывода:
- человек непреодолимо одинок, ибо все его связи с другими людьми недают полную возможность выразиться его экзистенции. Она может выражатьсяв его творчестве, но любой продукт творчества есть нечто вещественноеи отчужденное от его творца;
- человек внутренне свободен, но эта свобода не благо, а тяжкое бремя(«Мы прокляты нашей свободой» Ж.П. Сартр), потому что онасвязана с бременем ответственности. Человек создает себя сам.
Существует две разновидности экзистенциализма: религиозныйи атеиысгпический. Религиозный — единение человека с богом. Реальный жечеловек вынужден жить в обществе, подчиняться его требованиям и законам.Но это не подлинное существование.