Восточная философская мысль менее категорична и в этом смыслеболее неопределенна, чем западная. Это не случайно, ибо в культуре Востока,например в Индии, используется логика, в которой нет «закона исключенноготретьего». В этой ментальности вполне допустимы утверждения: «человеки добр и зол» или «он ни добр, ни не добр». Эти особенности мировоззрения и религиозно-философские идеиявляются, можно сказать, своеобразными архе-тилическими чертами народовВостока и оказывают влияние на процессы, которые происходят в мире. Знакомствос восточной философией показывает, что она вобрала в себя не только рациональныеформы освоения человеком себя и мира, но и другие формы, которые существовалив культуре. Особенность восточной философии — мировоззренческий синтезмифологического, религиозно-символического и рационального, нашедший отражениев учениях Будды и Конфуция, Ведах, священной книге персов «Авесте»,а также целостность видения человека. Соотношение этих начал и элементовсо временем меняется, но само единство различных подходов сохраняется. Упрощеннымпредставляется взгляд на восточную синтетическую концепцию бытия с точкизрения европейской традиции, ставящей научно-рациональное его видение вышемифологического и религиозного, а подчас и философского взгляда. И мифология,и религия, и философия, и наука — формы и одновременно продукты культурногосамоопределения человека, которые не субординированы по степени истинности,а координированы как самостоятельные, в определенном отношении несоизмеримыеконцептуальные структуры. Исторически усложнение созданных ранее ценностно-мировоззренческихпредставлений и появление новых форм не всегда приводило к полному вытеснениюпрежних, кажущихся архаичными, способов интерпретации бытия. Скорее имеломесто доминирование тех или иных форм рационально-духовного освоения мирас сохранением на периферии культурного пространства предшествующих форм.В определенных социокультурных ситуациях эти, казалось бы, отжившие cпoсобыдуховно-практического освоения мира человеком могут актуализироваться, статьдоминирующими. Такова сложная диалектика развития различных социокультурныхформ освоения мира человеком. Представления о происхождении и сущности человека в древневосточнойфилософии еще в значительной степени мифологичны. Весь мир уподоблялся человеку.Поэтому для этого периода характерны ассоциативность, гилозоизм, анимизми антропоморфизм, т.е. оживление, одухотворение и уподобление природныхявлений человеку, а человека — миру. Мир и человек рассматривались как творениябогов. Однако уже в первых письменных источниках Древнего Китая,в частности, в «Книге перемен» (III-IV вв. до н.э.), в ученииКонфуция осмысливаются специфические характеристики человека. Быть человеком,считал Конфуций, значит любить людей. Взаимность и любовь к другим отличаютчеловека от иных существ Поднебесной. Последователь Конфуция Мэн-цзы полагал,что человек от природы добр, а проявление зла — утрата им врожденных добрыхкачеств. Подчеркивая важность человекознания, Мэн-цзы утверждал, что лишьтот, кто познает свою природу, может познать Небо. Принципиальное отличиечеловека от животного Мэн-цзы видел в том, что человек соблюдает определенныенормы взаимоотношений между людьми. Противник конфуцианства Мо-цзы полагал, что человек отличаетсяот животного умением трудиться, а Лао-цзы и все представители школы даосовбыли убеждены, что главное в жизни человека — это недеяние, непротивлениетому, что предначертано путем дао.