Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) глубоко и всестороннепереработал идеи своих предшественников и создал целостную систему идеалистическойдиалектики. В отличие от Шеллинга, широка использовавшего в своей философскойсистеме элементы иррационализма, диалектика Гегеля носит ярко выраженныйрационалистический характер, задумана как наука, основанная на логике, определеннойсистеме понятий, разуме. Альфой и омегой гегелевской философии, ее общимпафосом является провозглашение разумности мира, его рациональности: «чторазумно, то действительно; и что действительно, то разумно». Абсолютноетождество бытия и мышления — главный системообразующий принцип в философииГегеля, который последовательно развивается, конкретизируется при рассмотрениилогики, природы, мышления (духа). В качестве первоосновы мира выступает «Абсолют»(синонимы: «мировой разум», «мировой дух», «абсолютнаяидея») — некая без личностная, вневременная, творческая сила, заключающаяв себе необходимость развития природы, общества и познания. Она внутренне(имманентно) присуща бесконечным проявлениям материального и духовного,объективного и субъективного, составляет их скрытую сущность и обуславливаетвсе более полное проявление их тождества в процессе развития. Абсолютнаяидея есть субстанция, составляющая сущность и первооснову всех вещей. Развитиепонимается как процесс самопознания абсолютной идеи самой себя. Если отождествить«Абсолют» со всеобщей закономерностью, гармонией мира, то развитиеозначает рост самопознания природы, реализуемого через мышление человека— высшей ступени развития. Самая общая схема мирового движения заключается в том, чтоабсолютная идея в результате саморазвития отчуждает себя в природу, а затем,воплощаясь в человеке. его мышлении, осознает себя, обретает волю и другиеличностные качества. Эта тройственная трансформация (триада) последовательнорассматривается Гегелем в его основных трудах; «Наука логики»,«Философия природы», «Философия духа». В «Науке логики» описывается логическое развитиеидеи как восхождение к все более конкретным категориям: бытие, ничто, становление,качество, количество, мера; сущность, явление, действительность; понятие,объект, идея, завершающаяся абсолютной идеей. В «Философии природы»,соответственно, в механике, физике, физиологии рассматривается инобытиеабсолютной идеи. И, наконец, в «Философии духа» прослеживаетсявозвращение «Абсолюта» к себе в формах психической деятельностииндивида: субъективного духа (антропология, феноменология, психология),объективного духа (право, мораль, нравственность, государство), абсолютногодуха (искусство, религия, философия — высшие формы самосознания духа). Внутренним источником развития всего сущего, понимаемогокак восхождение от абстрактного к конкретному, является противоречие. Основателемпервой целостной теории противоречия является Гераклит. Смысл диалектическогопротиворечия был впервые раскрыт Аристотелем, увидевшим в нем существенныймомент в определении предмета. Противоречие пронизывает всю философию Гегеля.Любой предмет, понятие, явление, реализуя себя, тем самым исчерпывают себяи переходят в свое иное. Любая категория, являясь результатом противоречия,содержит в себе новое противоречие, ведущее к дальнейшему развитию. Последовательный анализ развития абсолютной идеи в областилогики (чистая мысль), природе и обществе выявляет основные диалектическиепринципы, законы и категории, которые образуют систему гегелевской диалектики.