Идеальное — важнейшее свойство сознания. На протяжении многихвеков проблема идеального остается одной из самых актуальных и сложных вмировой философии. Именно из противоположного отношения к природе и идеальномув философской мысли рождается противостояние материализма и идеализма, атакже разнообразные «прочтения» идеального и материального вразличных философских школах. Философская интерпретация идеального эволюционирует от вопросао соотношении сознания, идеи и материи, предметов реального мира. Идеалистическаятрадиция рассматривает идеальное как конструктивно преобразующую сущностьдействительности, импульс изменения и развития вещественного мира, а мирматериальных явлений как сферу реализации, выражения и проявления идеального. Идеальное как внепространственность, недоступность чувственномувосприятию, невещественность, невидимость, неслышимость и т.п. чувственныхобразов и знаково-символического мышления существует лишь в восприятии,воображении чувствующего и мыслящего общественного субъекта. В этом принципиальноеотличие реальности сознания от реальности материального; психического, субъективного— от физического, объективного. «Идеальное» обозначает как сам процесс, так ирезультат этого процесса, а именно процесса идеализации, психического отражениядействительности, формирующего образ предмета, который, в свою очередь,является «идеальной формой бытия предмета в голове человека».Изначально идеальные образы возникают и формируются как момент практическогоотношения человека к миру, опосредованного формами, созданными предшествующимипоколениями людей. Идеальное, будучи миром образов и понятий, обладает собственнойлогикой, относительной самостоятельностью собственного функционирования,определенным уровнем свободы, выражающейся в способности идеального порождатьновое или вообще нечто, непосредственно в действительности не встречающеесяи являющееся результатом духовной деятельности. Идеальное всегда остается личностным явлением, субъективнымпроявлением мозговых процессов человека. Последние актуализируют для индивидаинформацию в виде субъективных переживаний, знаний и т.п. Неактуализированнаядля личности (потенциальная) информация, хранящаяся в различных структурахголовного мозга, зафиксированная в памятниках культуры, произведениях искусства,книгах, инженерных сооружениях и разработках, никак не может быть соотнесенас понятием идеального, пока не станет актуальной для сознания индивида. Идеальное всегда остается тождественным индивидуальному сознанию,определяющему и формирующему в свою очередь сознание общественное. Тольков процессе актуализации, распредмечивания форм общественного сознания сознаниемконкретных индивидов общественное сознание становится идеальным, субъективнойреальностью сознания этих индивидов. В философской литературе встречается и точка зрения на идеальноекак на творчество в широком смысле слова, т.е. его активность, конструктивность,направленность мысли на новое, избирательную интенциональность, опережающийхарактер отражения действительности и т.п. В этом смысле идеальное как креативностьсознания представляет собой целенаправленное, контролируемое и управляемоеличностью отражение внешнего и внутреннего мира. Именно поэтому идеальноевключает в свое содержание эмоционально-волевые компоненты, интуицию, ценностныеструктуры, определяющие оценку язлений действительности и соответственновыбор желаемого будущего. Идеальное становится мысленным «проигрыванием»будущих вариантов действия, постоянно опережает в своих идеальных структурахструктуры будущей практики. Итак, идеальное многозначно в своих сущностных характеристиках,что обусловливает и многообразие философских классификаций идеального содержаниясознания.