Реформация — общественное движение в Западной и ЦентральнойЕвропе XVI в. Носило в основном антифеодальный характер, приняло форму борьбыпротив Католической церкви. Началу Реформации послужило выступление в 1517г. в Германии М. Лютера. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которымифактически отрицалась необходимость Католической церкви с её иерархией идуховенства вообще, отвергалось католическое Священное предание, отрицалисьправа церкви на земельные богатства и . др. Основные направления Реформации:бюргерское (М. Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли); народное, соединявшее требованиеупразднения Католической церкви с борьбой за установление paвенства (Т.Мюнцер); королевско-княжеское, отражавшее интересы светской власти, стремившейсяукрепить власть, захватить земельные владения церкви. Под идейным знаменемРеформации проходили Крестьянская война 1524—1526 гг. в Германии, Нидерландскаяи Английская революции. Реформация положила начало протестантизму (в узкомсмысле реформация — проведение религиозных преобразований : в его духе). Движения, направленные против косной средневековой социальнойсреды, за устранение пороков религиозной системы уходят корнями в потребности,соответствующие внешним (хюн-сан) и внутренним аспектам (сон-сан) изначальнойприроды человека. Реформация выросла из внутреннего желания человека вернутьсяк Богу, посвятить Ему свою жизнь. Таким образом, она была устремлена к Богу,возрождая традиции духовности, характерные для библейских израильтян, называемыездесь гебраизмом, в отличие от ренессанса, ориентированного на возрождениегуманистических идеалов эллинизма, обращенного к человеку. Этапы Реформации:
- 1517г.—Выступление Лютера с 95 тезисами против продажи индульгенций.Начало Реформации;
- 1518 г. — Лютер отказывается отречься от своих взглядов;
- 1520 г.— Лютер издает основные реформаторские труды;
- 1521 г. — Папа Лев X предает Лютера анафеме, о чем объявлено на рейхстагев Вормсе;
- 1522 г, — Выходит Новый Завет на немецком языке в переводе Лютера;
- 1523 г. — Выступление Ульриха Цвингли с 67 тезисами.
С одной стороны, Реформация не имела прямого отношения кразвитию науки, однако, помимо личных связей и влияния, например Лютерана Коперника, помимо влияния позиций вождей Реформации по тем или иным научнымвопросам, она создавала совершенно иной интеллектуальной климат, влияниекоторого на научное мышление трудно переоценить.