Поворотным пунктом в развитии античной философии явилисьвоззрения Сократа (469-399 до н.э.). Его имя стало нарицательным и служитдля выражения идеи лудрости. Сам Сократ ничего не писал, был близким к народумудрецом, философствовал на улицах и площадях, отсюду вступал в философскиеспоры. Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что в его фактикедиалог стал основным методом нахождения истины. Если прежде принципы простопостулировались, то Сократ критически и всесторонне обсуждал всевозможныеподходы. Его антидогматизм выражался а отказе от претензий на обладаниедостоверным знанием. Сократ применял повивальное искусство, именуемое мэйевтикой— искусство определять понятия при посредстве наведения. С помощью искуснозадаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные.Обсуждая смысл разнообразных понятий (благо, мудрость, справедливость, красотаи т.д.), Сократ впервые начал использовать индуктивные доказательства идавать общие определения понятий, что явилось бесценным вкладом в формированиенауки логики. Сократ прославился как один из родоначальников диалектикив смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектическихспоров Сократа заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседникаи приведения его к истине посредством вопросов и ответов. Он первый увиделв отчетливости и ясности суждений основной признак их истинности. В спорахСократ стремился доказать целесообразность и разумность как мира, так ичеловека. Он совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центрсвоего философствования человека, его сущность, внутренние противоречияего души. Благодаря этому познание переходит от философского сомнения «язнаю, что я ничего не знаю» к рождению истины посредством самопознания.Сократ возвел в философский принцип знаменитое изречение дельфийского оракула:«Познай самого себя!» Главная цель его философии — восстановитьавторитет знания, поколебленный софистами. Его неугомонная душа неподражаемогоспорщика стремилась трудом непрестанным и упорным к совершенству общения,дабы уяснить истину. Сократ твердил, что он знает только то, что он ничегоне знает. Сократ акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальнымбытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельнуюреальность, провозгласив ее как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемогомира, и тем самым как бы возложил ее на алтарь общечеловеческой культурыдля изучения всей последующей философской и психологической мыслью. Рассматриваяфеномен души, Сократ исходил из признания ее бессмертия, что увязывалосьс его верой в Бога. В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая,что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро,не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культураинтеллекта может сделать людей добрыми: никто не зол по доброй воле, людизлы лишь по неведению! Политические воззрения Сократа базировались на убеждении,что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е.опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно обладающим искусствомгосударственного управления. Он подвергал резкой критике недостатки современнойему афинской демократии. С его точки зрения: «Худшее — это большинство!»Ведь далеко не все, избирающие правителей, разбираются в политических, государственныхвопросах и могут оценить степень профессионализма избираемых, их моральныйи интеллектуальный уровень. Сократ ратовал за профессионализм в делах управления,в решении вопроса о том, кто и кого может и должен избирать на руководящиепосты.