Родина философии в собственно европейском смысле слова —Древняя Греция. Греческая философская мысль имеет свои этапы рождения, расцветаи увядания. На первом, досократовском, этапе греческая философская мысльносит космоцентрический характер и сохраняет вначале черты мифологии. Вместес тем философы (Пифагор, Фалес, Гераклит, Анаксагор) делают значительныйшаг от мифологии к философии пытаясь построить моноэлементарную модель бытия,которая однако базируется не на доказательствах своих утверждений, а наизречениях, что особенно ярко проявляется у Гераклита. На этом этапе происходитстановление философской категориальной системы. Следует особо отметить значение первых космоцентрическихфилософских концепций, поскольку самое сложное — начало чего-то фундаментального.Начало европейской философии, у истоков которой стояли греки, — революцияв интеллектуально-мировозэренческой культуре, оказавшая влияние на все последующееразвитие истории. Следующей за милетской школой философии была элейская, болееопределенно поставившая вопрос о бытии. Парменид доказывает, что бытие вечно,неподвижно и неизменно. Действительно существует не то, что мы непосредственновоспринимаем и чувствуем, а то, что мы мыслим. Отсюда утверждение о том,что мыслимое существует, а немыслимое не существует. Все эти положения нашлиотражение и в знаменитых апориях (парадоксах) Зенона, таких как «Ахиллеси черепаха», «Дихотомия (деление пополам)» и др.Значительнойв древнегреческой философии была атомистическая традиция Демокрита, углубившаяобсуждение проблемы бытия и небытия. Демокрит исходит из того, что в основесущего лежат неделимые, неуничтожимые, не состоящие из частей, вечные частицы,названные им «атомами». Тем самым многообразие сущего сводитсяк движущимся в пустоте атомам. Это продолжает традицию, идущую от Фалеса,Анаксимена, Пифагора, Гераклита, но углубляет ее, поскольку у атомов большеобъяснительных возможностей, так как они могут образовать различные комбинации. В дальнейшем, в эпоху Сократа, Платона и Аристотеля античнаяфилософия получает свое наивысшее, классическое развитие. После открытия природы как объекта философии стало возможнымпоставить вопрос о человеке, а затем о Боге. Человек — всегда тайна не только для других, но и для себя.Поэтому бытие человека включает в себя стремление познать себя. Познаваявнешний мир, других людей, человек познает себя. Отношение человека к другим,Космосу характеризует в первую очередь самого познающего человека, его интенции,ценностные установки и убеждения. В определенном смысле человек — цель)бытия, что и подчеркнули греки, предложившие максиму «Человек естьмера всех вещей».