В XI веке развернулась борьба между номинализмом и реализмом.Конфликт был связан с догматом христианской религии о триединой сущностиБога. Бог един, но триедин в лицах: Бог-Отец. Бог-Сын и Бог-Святой Дух.Развернувшаяся полемика вышла за пределы этого вопроса и вылилась в рассмотрениедиалектики единого и общего. Реализм рассматривал общее как нечто идеальное, предшествующеевещи, т.е. фактически разрабатывал идеалистическую концепцию связи общегои единичного. Номинализм выражал материалистическое решение этой проблемы. Доказательностью бытия Бога занимался Аксельм Кен-терберийский(1033-1109). «Если есть мысль о Боге, то Бог есть в действительности».Мысль и бытие тождественны. Общие понятия «универсалии» существуютреально. Отсюда и термин «реализм». Общее существует так жереально как бытие, а Бог — это реально существующее «общее». Этой теории возражал философ Росцелин, он полагал, что вмире существуют только единичные вещи, а общее «реально, как вещь,не существует». — «Универсалии» — это общие понятия, это«звуки голоса — номинал. Отсюда «номинализм». Свое учениеРосцелин применил к догмату о Троице, по его теории получилось, что существуетне один, а три Бога. В 1022 г. это учение было объявлено еретическим. Пьер Абеляр (1079-1142) в своем учении которое называется«концептуализм», пытался объединить реализм с номинализмом.Опираясь на идеи мыслителей античности, он развил теорию, в которой утверждал,что общее не существует реально вне вещей. Оно существует в самих вещахи выделяется нашим умом, когда мы начинаем изучение этих вещей. Общее реальносуществует только в уме (ум — это есть концепт), концептуально, но не ввиде самостоятельных идеи. Поскольку наш ум вполне реален, то общее в умереально. Абеляр принял участие в споре о Троице, попытавшись свести воединовсе три атрибута Бога, создав некое совершенное Существо Фактически он сводилсуществование троицы к качеству одной личности. Систематизировал схоластику Фома Аквинский (1225-1274) —видный философ, автор одного из господствующих направлений философии католическойЦеркви — томизма. Его учение в 1878 г. было объявлено официальной идеологиейкатолицизма, а со второй половины XIX в оно становится основой неотомизма,который является одним из мощных течений в современной философской мысли. В трудах: «Сумма теологии», «Сумма философии»,«Сумма против язычников» он, опираясь на труды Аристотеля, рассматриваетбытие как возможное и как действительное. Бытие — это существование единичных вещей, что и есть субстанция. Аквинский, наряду с категориями «возможность»и «действительность», вводит и такие, как «материя»и «форма». Материя — это возможность, а форма — действительность. Используя идеи Аристотеля о форме и материи, он подчиняетим учение о религии. Он утверждает, что материальное без формы не существует,а форма зависит от высшей формы — Бога. Бог же — существо духовное. Толькодля телесного мира необходимо соединение формы с материей. Но материя пассивна,активность ей дает форма. Фома Аквинский утверждал, что «бытие Божие» должнобыть доказано через доступные нашему познанию следствия. Он предложил пятьсвоих доказательств существования Бога, которыми пользуется современнаякатолическая церковь:
- все, что движется, движимо кем-то и есть перводвигатель, коим являетсяБог;
- все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричинавсего — Бог;
- случайное зависит от необходимого — следователь- . но, первоначальнойнеобходимостью является Бог;
- все, что существует, имеет различные степени качества, следовательно,должно быть высшее качество — Бог;
- все в мире имеет цель, или смысл — значит существует разумное начало,которое направляет все к цели — Бог.