Космоцентризм — это первый этап развития античной философии,который часто называют досократовским, он сохраняет вначале черты мифологии.Вместе с тем и пифагорейцы, и представители милетской и элейской школ выступаюткак философы, поскольку стремятся познать Космос, внешний мир, построитьмоноэлементную модель бытия. И Пифагор, и Фалес, и Гераклит, и Анаксагорделают значительный шаг от мифологии к философии, поскольку они пытаютсяобъяснить мир из единого начала (воды, воздуха, числа, огня и т.д.). Вместес тем у них есть общее с мифологической традицией, поскольку все они с разнымиоговорками не только признают сущее за проявление беспредельно-стихийногопервоначала, но и считают его живым, развивающимся существом. Кроме того,они чаще всего не доказывают свои утверждения, а изрекают, как это делает,например, Гераклит. Вместе с тем это принципиально важный этап становления философиикак сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремленияпроникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности,бытия и небытия. Тем самым происходит становление философской категориальнойсистемы. Следует отметить значение первых космоцентрических философскихконцепций, поскольку самое сложное — начало чего-то фундаментального. Началоевропейской философии, у истоков которой стояли греки, — революция в интеллектуально-мировоззренческойкультуре, оказавшая влияние на все последующее развитие истории. Именно они первыми нащупали фундаментальную проблему, поставиливопрос о первоначале, стали различать чувственную и мыслительную реальности. Философия Древней Греции, появившись как стремление понятьтаинственный Космос, поставила вопросы о предельных основаниях природногомира, его структуре, сущности, став тем самым школой философствования длябудущей мысли. Космоцентризм интересен не только своими интеллектуальнымирезультатами, но и спецификой постановки вопросов, которые носили принципиальномировоззренческий, философский характер и тем самым на века предопределилидальнейшее развитие греческой, а затем европейской и мировой философскойкультуры. Греки открыли природу как объект философии, впервые оставиввопрос о ее первоначале. Здесь важным оказался не столько характер самихпринятых первоначал — воды, воздуха, огня, сколько форма постановки вопросов.После открытия природы легче было поставить вопрос о человеке, затем о Боге. Поэтому антропологический поворот в философии Сократа былподготовлен космоцентризмом, равно как и антропоцентризм Сократа подготовилпоявление систематических философских концепций Платона и Аристотеля.