Осознание человеком Востока себя и мира начинается, как ивезде, с мифологии, которая выступает как предфи-лософский этап развитиякультуры. В Китае формирование предфилософско-мифологических представленийпрослеживается вплоть до XVIII в. до н.э. и проходит несколько этапов довозникновения философских систем Конфуция, Лас-цзы и других мыслителей. Собственно философская традиция восходит к VI в. до н.э.,когда появляется учение Кун Фуцзы, известного в Европе как Конфуций. Основныеего идеи изложены в книге «Лунь юй». Центральной, системообразующейидеей учения Конфуция выступает «жэнь», или гуманность, человеколюбие.«Жэнь» нельзя трактовать как романтическое чувство или как любовьк Богу. Для Конфуция «жэнь» — это показатель истинно человеческогов человеке, естественное, инстинктивное чувство, обогащенное купьтурой.«Жэнь» раскрывается через категории «сяо» — цивилизованное,почтительное отношение к своим родителям, «ди» — распространениетакого отношения на ровесников и других окружающих, «чжун» (преданность)— цивилизованное отношение к вышестоящим — правителям, императору, собственнойстране. Конфуций придавал большое значение поведенческим нормам, через которыедолжны быть реализованы эти отношения. Они тоже входили в смысл категории«жэнь». Согласно концепции другого выдающегося китайского философаЛао-цзы, основополагающей категорией выступает дао. Эта концепция лежитв основе философии даосизма. Дао, согласно Лао-цэы, «пусто, но в применениинеисчерпаемо». Дао выступает праотцом всех вещей. Вопрос о причинахпоявления Дао не ставится. Оно невыразимо словами. В нем начало неба и земли.Тайна дао доступна только тем, кто лишен страсти. Уже здесь — начало созерцательности,самоуглубления для дости жения сути первосущего, столь характерное для большийствафилософских систем на Востоке. Дао как путь, согласно которому происходитразвитие Космоса, реализует себя во внешнем мире по принципу у-вэй, чтоозначает непреднамеренную активность. Преднамеренная активность опасна. Лао-цзы исходил из того, что деятельность человека разрушаетгармонию сущего, естественный ход событий. Поэтому покои — путь к постижениюсущности. Человек не должен вмешиваться в естественный ход событий. СогласноЛао-цзы, тот, «кто действует, потерпит неудачу. Кто чем-либо владеет— потеряет. Вот почему совершенно мудрый бездеятелен, и он не терпит неудачу.Он ничего не имеет и поэтому ничего не теряет. Лао-цзы, как и другие китайскиемыслители, старался гармонизировать прошлое и будущее, совместить противоположностив настоящем. Дао — своеобразный первопринцип, который воплощает в себе гармониюидеального Космоса. Конфуцианство и даосизм в своей основе не исключают другдруга, а взаимодополняют. Они ориентированы различным образом, по-разномурешают проблемы гармонизации Космоса, но в своей сути направлены на совершенствованиедуховного мира личности. Китайская философская мысль сознательно не пошлаяпо пути создания эмпирического знания, справедливо полагая, что нельзя усиливатьфизические и технологические возможности человека, не формируя достаточновысокого морально-этического уровня. В этой культуре не занимались формированиемабстрактных теоретических инструкций, мыслители сосредогочили внимание нареальных проблемах человека и социума. Отсюда преобладание социальных утопийв философских концепциях, попытки создания проектов идеального общества,идеализация прошлого и призывы к возврату в «золотой век», которыйпредставлялся совершенной эпохой.