Шпаргалка по предмету "Обществознание"


Персоналии

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, ученый-экономист, ученик Платона. Он впервыев истории человечества исследовал экономические явления и процессы, пытаясьвыявить общие закономерности, ввел в употребление термин «экономия»и производный от него «экономика». Ранее словом «экономия»(что тогда означало «домоводство») озаглавил свое сочинениеизвестный греческий философ Ксенофонт. Аристотель является основателем социологии,ее научных основ. Аристотелем были высказаны идеи о функциях денег, их превращениив капитал, приносящий собственнику новые дополнительные деньги. Аристотельразвивал идеи правового управления государством, считал, что прогрессивнаяформа государственного устройства — монархия, а наихудшая — олигархия, тирания. Вебер Макс (1864-1920) — немецкийсоциолог, философ, историк, экономист. «Идеальный, воображаемый тип»у Вебера — социальный тип, тип власти или общественной системы. «Идеальнымитипами» Вебер считал также рынок, капитализм, город, церковь. Рациональность,по Веберу, —судьба цивилизации, а бюрократия — основа рационального господства. Герцен Александр Иванович (1812-1870)— русский философ, писатель, публицист. Основные работы: «Письма обизучении природы», «Дилетантизм в науке», «Былоеи думы». Предмет исследований — роль личности в обществе, смысл нравственногоидеала. Гоббс Томас (1588-1679) — английскийфилософ. Сторонник теории «естественного права» — права человекаотстаивать, защищать свою жизнь и благосостояние, поскольку природа создалалюдей равными; один из авторов «общественного договора», доказывающегонеобходимость перехода к стабильному гражданскому состоянию общества. Дюркгейм Эмиль (1858-1917) —французский философ и социолог, ввел понятие «реальности социальныхфактов», составляющих систему социальной действительности, социальногосознания; выделял морфологические («материальный субстрат»)и духовные представления в сознании. Термин «аномия», введенныйДюр-кгеймом, дает объяснение поведению, отклоняющемуся от принятых норми правил. Кант Иммануил (1724-1804) — немецкийфилософ, основоположник классической философии. Основные произведения: «Критикачистого разума», «Критика способности суждения». Всякоезнание, считал Кант, начинается с опыта, но не сводится к нему. Этика Кантаоснована на представлении о человеке как о свободном существе и высшей целимироздания. Высшая моральная заповедь («категорический императив»)Кант сформулировал так: «Поступай так, чтобы максима твоего поведенияна основе твоей воли могла стать общим естественным законом». Отстаивалнеобходимость вечного мира между народами. Кейнс Джон Мейнард (1883-1946)— английский ученый-экономист, лорд, один из наиболее выдающихся экономистовXX века. Разработал теорию денег, изложенную в его главной книге «Общаятеория занятости, процента и денег». В пору «великой депрессии»им была рассмотрена типичная для современной экономики ситуация, в которойсуммарный спрос и суммарное предложение находятся в равновесии, а полнаязанятость при этом не достигается. Безработица сохраняется неопределеннодолго, и требуются особые правительственные меры по увеличению совокупногоспроса и уменьшению безработицы либо по снижению спроса, что соответственноподавляет рост цен и инфляцию. Кейнс известен и как видный политик, участвовавшийв международных переговорах как после Первой мировой, так и второй мировойвойны. Конт Огюст (1798-1857) — французскийфилософ, социолог, популяризатор науки. Общество рассматривал как эволюционирующийорганизм, образуемый связями между людьми. Сформулированный им «Законтрех стадий» гласит: все мысли человека проходят три сменяющих другдруга состояния —теологическое (где господствует религия), метафизическое(где преобладают абстрактные сущности — дух, эфир) и позитивное (основанноена точной оценке окружающей реальности и строгой логике). Социологию рассматривалкак науку о преобразовании общества на основе культа человечества. Конфуций (Кун Цзы) (551-479 гг.до н.э.) — древнекитайский педагог, философ, основатель конфуцианства. Создалучение о благородном муже — идеальном человеке, развившем в себе гуманность,любовь к людям, справедливость. Конфуций считал, что основа гуманности —уважениек предкам, старшим вообще. Особое внимание уделял этикету, правилам поведениячеловека в различных жизненных ситуациях. Локк Джон (1632-1704) —английскийфилософ и политический мыслитель. Теория познания Локка основана на отрицаниисуществования врожденных идей и принципов: «душа — чистый лист бумагии лишь опыт заполняет его письменами». «Основа всякого познания— ощущение», — утверждал Локк. Идеи, полученные на основе внешнегоопыта, Локк разделял на первичные (масса, объем и др.) и вторичные (цвет,запах, вкус) качества; вторичные существуют как бы только благодаря человеческомусознанию. Мальтус Томас Роберт (1766-1834)— английский экономист. Главная книга «Опыт о законе народонаселения»содержала скандально известную идею о том, что значительная часть населенияпланеты обречена жить в нищете, поскольку рост численности жителей в миренамного превышает возможности обеспечения их ресурсами продовольствия. Принципограниченности ресурсов является основой экономической науки, однако далекоидущие выводы Мальтуса, к счастью, не нашли своего развития: реальная статистикао приоритетном росте народонаселения по сравнению с национальным богатствомбыла характерна лишь применительно к определенным историческим отрезкамвремени в ряде стран. Идеи Мальтуса частично перекликаются с учением Ч.Дарвина о естественном отборе. Маркс Карл (1818-1883) — немецкиймыслитель-энциклопедист, автор теории научного коммунизма. Совместно с Ф.Энгельсом написал «Манифест Коммунистической партии» (1848),в котором ратовал за отмену частной собственности на землю и средства производства,централизацию капитала в руках государства, всеобщую обязанность труда длявсех. Именно в этом манифесте впервые увидела свет ставшая знаменитой фраза:«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Согласно воззрениям Маркса,история общества—это не цепь случайных событий или божественного проявления,а история развития экономики и общества, средств производства, производительныхсил. Маркс считал, что противоречия между собственниками средств производстваи наемными рабочими, между производственными отношениями и производительнымисилами являются экономической причиной социальных революций. Главный трудК. Маркса «Капитал» (1867) стали называть «библией рабочегокласса». Несмотря на то что отдельные мысли Маркса оказались ошибочными,он по праву считается одним из классиков политической экономии. Учение К.Маркса положено в основу коммунистических воззрений и коммунистическогодвижения. Мор Томас (1478-1535) — английскийгуманист, государственный деятель и писатель. Его труд «Утопия»,написанная в форме диалога, содержит критику общественного устройства тоговремени и описывает жизнь на вымышленном острове, где царит равенство потребленияи труд обязателен для каждого члена общества. Оуэн Роберт (1771-1858) — английскийутопический социалист; личный эксперимент по созданию коммун для эффективногопроизводства на принадлежавшей ему текстильной фабрике описал в книге «Новыйвзгляд на общество». Утверждал, что «человек есть продукт обстоятельств,а зло в нем порождается несправедливым общественным устройством».Изменить психическую природу человека можно, по словам Оуэна, «предлагаяему с детства все по потребностям», создавая изобилие жизненных благ. Платон (наст, имя Аристокл) (427-347гг. до н.э.) — древнегреческий философ, ученик Сократа, создатель античнойполитической утопии. Его «идеальное государство» представляетсообщество трех социальных групп: философов, стражей и работников. Главныйтруд — «Диалоги», в которых Сократ беседует с учениками. Платонутверждал, что «воспринимаемый мир является иллюзорным, кажущимся,а каждая вещь — результат соединения идеи с бесформенной материей. Идеивечны и существуют вне пространства и времени». Руссо Жан Жак (1712-1778) — французскийфилософ. Главная идея в его трудах — устранение социального неравенства.Отстаивал нравственные ценности, бичевал фальшь и лживость в своих литературныхпроизведениях. Его лозунг «Назад к природе!» был призывом ктому идеалу, к которому можно лишь вернуться, а не прийти в будущем. В томидеальном обществе все равны и свободны, нет частной собственности. Руссосчитался предвестником Великой французской революции. Сен-Симон Анри Клод (1760-1825)— французский мыслитель, социолог, социалист-утопист. В своем труде «ПисьмаЖеневского обывателя» дал проект переустройства общества, веря в «золотойвек» на основе смены религиозных и научных идей и внедрения индустрии.Связь науки с производством могут, по его мнению, сделать «труд достояниемкаждого члена общества и гармонизировать социальные отношения». Онтакже развил представления о роли личности, выступал с лозунгом «Вселюди —братья». Смит Адам (1723-1790) — великийанглийский, шотландский ученый, который изданием одного произведения «Исследованиео природе и причинах богатства народов» (1776) произвел переворотв представлениях современников и придал новое направление экономическоймысли. Эту книгу считали вершиной экономической науки, а ее автора —основоположником,«отцом» теоретической экономики. «Чтобы поднять государствос самой низкой ступени варварства до высшей степени благосостояния, нужнылишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении. Все остальное сделаетестественный ход вещей», — писал Смит. Он был сторонником саморегулированияна основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения,называя эти рыночные регуляторы «невидимой рукой», дополняющейгосударственное регулирование и заменяющей его. Его считают также основателемтрудовой теории стоимости, развитой затем Д. Рикардо и К. Марксом. Спенсер Герберт (1820-1903) —английский философ и социолог. Предложил идею эволюции в социологии, считал,что в основе общественного развития лежат принципы постепенного переходаот однородности к разнородности социальной системы. В главном труде «Основаниясоциологии» провел аналогию между биологическим и социальным организмами,показывая их общность и различие. В обществе выделял три «системыорганов»: поддерживающую (материальную), распределительную (связаннуюс разделением труда) и регулятивную (воплощенную в государственном управлении);назвал эти органы «социальными институтами», проследил их эволюцию. Фрейд Зигмунд (1856-1939) — австрийскийврач, основоположник психоанализа; использовал метод лечения неврозов всоздании своей концепции. Основной конфликт личности Фрейд видел в противостояниимежду сознанием и бессознательным. Специальную роль отводил сексуальности,которая, по его мнению, «представляет собой энергетический фонд личности,трансформируясь в различные формы человеческого поведения». Сформулировалструктурную концепцию личности, согласно которой сознательное «Я»выступает как поле борьбы влечений и желаний с требованиями общества и условиямикультурной среды. Фурье Франсуа Мари Шарль (1772-1837)— французский утопический социалист. В своих работах доказывал необходимостьвывести человеческий род из социального хаоса, искоренить нищету и преступления,установить строй социальной гармонии. Острие критики направлял на капиталистическуюцивилизацию, видя главное противоречие в несоответствии между огромнымидостижениями науки и индустрии и закостенелостью социальной жизни и организациипроизводства, призывал к «социальной гармонии, распределению доходовсоразмерно труду и таланту».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.