На современной фазе всемирно-исторического процесса интенсивнопроисходит интернационализация общественной жизни. Эта тенденция усиливаетактуальность социально-философского вопроса о единстве человечества. Способныли люди Земли достигнуть согласия и понимания проблем друг друга, или онипредставляют собой вечно враждующие сообщества, неспособные прийти к мировомуединству? Обострившиеся на рубеже веков проблемы современности заставляютлюдей ощутить планетарную общность их судьбы. Термоядерная угроза, угрозамеждународного терроризма, экологические проблемы, экономические кризисыприводят человечество к осознанию собственного единства, взаимосвязи и взаимозависимости. Борьба за сокращение вооружений, охрана окружающей средычеловеческого обитания, преодоление крайних форм экономической отсталости,нищеты и голода, защита человеческих прав, борьба с терроризмом — это проблемы,для решения которых уже недостаточно простого соседского сосуществованияразличных стран и народов, их взаимной нейтральной лояльности. Новые проблемыдиктуют необходимость кооперации людей всего мира на основе взаимного доверия,взаимопонимания и признания общечеловеческих ценностей. Однако вопрос о возможности такой всемирной кооперации остаетсяоткрытым. Его решение осложняется тем, что в состав мирового сообществавходят социокультурные образования, соответствующие разным стадиям общественногоразвития. Это становится причиной самой разной конфронтации идей, которыемогут отражать как исторически справедливые требования народов, так и требования,продиктованные национальной амбицией. Столкновение противоположных ценностей, интересов, идеологийразных стран затрудняет формирование мирового консенсуса, согласия. Но естьвеские основания допустить, что осознание угрозы тотального уничтожениячеловечества заставит представителей разных стран и народов признать необходимостьглобального объединения для собственного выживания. И. Кант писал по этомуповоду, что люди обычно глухи к доводам разума, рекомендующего им нормысогласия правового улаживания конфликтов. Они следуют голосу своих собственныхинтересов и оказываются слепыми агентами раздоров и войн. Но когда антагонизмдостигает крайней остроты и на горизонте истории появляется призрак мироразрушительнойвойны, эта узкокорыстная тенденциозность сознания терпит фиаско. Делаетсяочевидным, что людям предстоит либо погибнуть, либо опомниться и согласитьсяна обоюдные компромиссы. В настоящее время большинство обществоведов в качестве важнейшейдетерминанты мирового конкурса рассматривают общечеловеческие ценности,которые должны находиться в приоритете относительно любых частных интересовотдельных групп, социальных слоев, стран, народов.