Парламентаризм — система государственной власти, при которойчетко распределены функции законодательных и исполнительных органов прирешающей роли парламента. Парламент выступает в этой системе в качествесубъекта и объекта политической борьбы и связи с господствующими в странетрадиционными представлениями о демократии. При парламентаризме парламент образует правительство, котороенесет перед ним политическую ответственность. Парламент имеет право отказыватьв доверии правительству, санкционирует важнейшие политические мероприятия.Парламентаризм обеспечивает полную и неограниченную компетенцию парламентав сфере законодательства. В системе парламентаризма полномочия президентав основном носят представительный, протокольный характер. Главные полномочияглавы государства он выполняет по согласованию с правительством. Федеральное Собрание Российской Федерации является высшимзаконодательным (представительным) органом, выразителем воли и интересовнарода. Представительный характер Федерального Собрания обусловлен порядкомформирования его палат. Федеральное Собрание состоит из Совета Федерациии Государственной Думы. Совет Федерации формируется из представителей субъектов РФ(по 2 представителя от каждого субъекта). Федеральный закон «О порядкеформирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ предусматривает следующий порядок формированияуказанной палаты российского парламента. Член Совета Федерации —представительот законодательного (представительного) органа государственной власти субъектаРФ избирается законодательным (представительным) органом государственнойвласти субъекта РФ на срок полномочий этого органа. Член Совета Федерации— представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органагосударственной власти субъекта РФ избирается поочередно от каждой палатына половину срока полномочий соответствующей палаты. Представитель в СоветеФедерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначаетсявысшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительногооргана государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий. Государственная Дума представляет народ Российской Федерациив целом. 450 депутатов Государственной Думы избираются путем всеобщих, прямыхравных выборов при тайном голосовании сроком на 4 года. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданинРФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом СоветаФедерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думыне может быть депутатом иных представительных органов государственной властии органов местного самоуправления. Для депутатов Государственной Думы предусмотрены ограничения.Они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемойдеятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.Однако палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий ПрезидентаРФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранныхгосударств. Статьи 102 и 103 Конституции РФ определяют компетенцию палатФедерального Собрания. Компетенция Совета Федерации
- Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
- Утверждение указа Президента РФ о введении военного или чрезвычайногоположения.
- Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ запределами РФ.
- Назначение выборов Президента РФ.
- Отрешение Президента РФ от должности.
- Назначение на должность судей Конституционного, Верховного, ВысшегоАрбитражного Судов РФ.
- Назначение на должность и освобождение от должности ГенеральногоПрокурора РФ.
- Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя.
- Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Компетенция Государственной Думы
- Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя ПравительстваРФ.
- Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
- Назначение на должность и освобождение от должности ПредседателяЦентрального банка РФ.
- Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченногопо правам человека в РФ.
- Объявление амнистии.
- Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
Основным назначением Федерального Собрания является законотворческаядеятельность. Официальные законопроекты вырабатываются в соответствующихкомитетах Государственной Думы, а затем они должны быть одобрены СоветомФедерации. В некоторых случаях допускается так называемое «молчаливое»одобрение: если в течение 14 дней со дня поступления закона, принятого ГосударственнойДумой, Совет Федерации его не рассматривает, закон считается одобренными передается Президенту, который подписывает и обнародует его. Однако внекоторых случаях «молчаливое» одобрение недопустимо. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятыеГосударственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета;федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенногорегулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международныхдоговоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира.