В многонациональном государстве составной частью политическихотношений являются межнациональные отношения. Государство налаживает, регулируетотношения между нациями и народностями. Совокупность принципов, норм, правил,посредством которых осуществляется управление национальными отношениями,составляет национальную политику. В каждой многонациональной стране национальнаяполитика имеет свои особенности. Вместе с тем, существуют проверенные историческимопытом пути и методы решения национального вопроса, оптимизации национальныхотношений. В системе национальных отношений ключевыми, решающими, являютсяполитические аспекты. Непосредственно к сфере политики относятся такие вопросынациональных отношений, как национальное самоопределение, сочетание национальныхи интернациональных интересов, равноправие наций, создание условий для свободногоразвития национальных языков и национальных культур, представительство национальныхкадров в структуре власти и некоторые другие вопросы. Вместе с тем, на формированиенациональной идеи, политических установок, политического поведения, политическойкультуры заметное воздействие оказывают исторически складывающиеся традиции,социальные чувства и настроения,географические и культурно-бытовые условияобитания наций, народностей. По существу все вопросы межнациональных отношенийприобретают политическое значение и могут быть решены на политическом уровне.Важнейшим выражением сущности национальных отношений является национальныйвопрос. Национальный вопрос — это, прежде всего, отношения национальногонеравенства, неравенство уровней экономического и культурного развития различныхнаций, отставание неравноправных и угнетенных наций от наций привилегированных,великодержавных. Это атмосфера национальной розни, вражды и подозрений нанациональной почве, закономерно возникающих на основе неравноправия и фактическогонеравенства наций в доступе к экономическим и культурным ценностям. Национальныйвопрос — проблема не столько этническая, сколько социально-политическая. Национальный вопрос всегда имеет конкретно-историческое исоциальное содержание, включающее совокупность национальных проблем на определенномэтапе развития данной страны. На конкретном содержании национального вопросаотражаются особенности исторического развития страны и ее народов, спецификаих социально-экономического и политического устройства, социально-классовойструктуры, национального состава населения, исторических и национальныхтрадиций и другие факторы. Причем с решением одних проблем возникают другие,подчас более сложные, обусловленные возрастанием уровня развития самих наций.Поэтому не может быть полного и оконча-гельного решения национального вопросаво всех аспектах и социальных измерениях. Национальный вопрос в бывшем СССР был решен в несколькихаспектах: уничтожен национальный гнет и в определенной мере — национальноенеравенство (экономическое и культурное), созданы условия цля экономического,социального и культурного прогресса бывших национальных окраин. Вместе стем были допущены и серьезные ошибки и нарушения в ходе проведения национальнойполитики. Противоречия и конфликтные ситуации порождались самим фактом совместногопроживания в одном союзном государстве более 130 наций, народностей, национальныхи этнических групп. Национальные образования существенно различались поэтносоциальным, этнокультурным, этно-демографическим характеристикам. Этиразличия обусловили различие интересов и потребностей народов, что и порождалопротиворечия. Развал СССР вызвал многочисленные трения и конфликты на разныхуровнях и в разных регионах одной шестой части планеты. На фоне усилениятенденции к национальному самоопределению, подъема национального самосознанияпроявились центробежные, сепаратистские устремления этнополитических сил,ставящих свои амбиции выше жизненных интересов народов. Причинами межнациональныхконфликтов на территории России можно считать следующие: допущенные актынесправедливости и беззакония в отношении некоторых народов (например, переселениецелых народов); неравномерность экономического, социального и культурногоразвития республик, национально-культурных образований; преобладание отраслевогопринципа управления, в результате чего не всегда учитывались национальныеусловия и традиции, социальные и экономические интересы комплексного развитиятерриторий; общий социально-экономический кризис, охвативший государство;изменение этнического состава населения отдельных регионов в результатедемографических и миграционных процессов; проблема взаимоотношений коренногои некоренного населения регионов; рост национального самосознания; недооценканационального фактора властными структурами. Поиск механизмов и способов их решения интенсивно ведетсясегодня по многим направлениям. Заключение Федеративного договора, принятиеновой Конституции и целого ряда законов, прямо или косвенно регулирующихотношения между субъектами Федерации, двусторонние договоры о разделенииполномочий — все это создает правовую базу не только для развития межнациональныхотношений, но и для нормального функционирования всего общественного организма,успешного становления новой федеративной государственности. Накапливаемыйв этом направлении опыт требует своего своевременного и всестороннего анализас учетом того, что межнациональные отношения теснейшим образом связаны совсеми другими видами общественных отношений, а их содержание и формы проявлениядетерминируются общей ситуацией в стране.