Научное познание имеет ряд принципиальных особенностей, отличий от знания,получаемого в сфере обыденного, стихийно-эмпирического познания. Именноэти отличия определяют преимущества науки, научного знания. Наиболее важнымииз таких особенностей являются следующие:
- систематизированность научного знанияв отличие от стихийно-эмпирического, представляющего соединение сведений,предписаний, рецептур деятельности и поведения, накопленных на протяженииисторического развития человечества, повседневного опыта;
- специфические способы обоснования истинностинаучного знания, требование его доказуемости, предполагающее необходимостьэмпирической проверки получаемых знаний, теоретических положений, выявляемыхзакономерностей;
- осознание метода, посредством которого исследуетсяобъект. Чем дальше наука отходит от привычных результатов повседневногоопыта, чем более абстрагируется от него, тем отчетливее проявляетсянеобходимость в создании системы особых методов исследования, изучения.И наряду со знаниями об объектах наука формирует знания о методах. Навысших стадиях развития науки происходит становление методологии какособой отрасли знания, призванной направлять научный поиск;
- научная деятельность требует особой подготовкипознающего субъекта. Она включает усвоение не только соответствующихнаучных знаний, но и построение определенной системы ценностей и целевыхустановок, стимулирующих научный поиск и изучение новых объектов, независимоот актуальности практического эффекта получаемых знаний.
Каждый новый цикл научного познания начинается с обнаружениянекоторой проблемы. В качестве одного из вариантов решения проблемы возникаетгипотеза. Обоснованная гипотеза превращается в научную теорию. Термин «теория» употребляется в двух смыслах.В широком смысле под теорией понимают совокупность идей, направленных наистолкование и объяснение какого-либо явления, в более узком смысле — теорияесть высшая, самая развитая форма организации научнрго знания. В этом смыслепонятие «научная теория» отличается строго логической организациейи объективным содержанием — отражением сущности явлений, общих законов функционированияи развития. Поэтому только научная теория дает возможность понять объектпознания в его внутренней связи и целостности как систему. Благодаря этомутеория выполняет не только функцию объяснения, но и не менее важную функциюнаучногопредвидения. В теоретическом уровне знания выделяют два подуровня:
- частные теоретические модели и законы, относящиеся к достаточно ограниченнойобласти явлений,
- развитая теория, представляющая собой обобщенную теоретическую модель,охватывающую все частные случаи.