Чрезвычайная многоаспектность науки как социального феноменазатрудняет выработку определения, которое всесторонне отражало бы его сущность.В контексте рассмотрения науки как подсистемы духовной сферы общества ееопределяют как особую форму общественного сознания, отражающую бытие объективированногодуховного в специфической форме научных представлений,понятий,законов, теоретическихсистем. В качестве базовых целей науки выступают — описание, объяснениеи предсказание процессов и явлений действительности. Особенность научных знаний заключается в их глубоком проникновениив суть явлений, то есть в их теоретическом характере. Научное знание начинаетсятогда, когда за совокупностью фактов осознается закономерность — общая инеобходимая связь между ними, что позволяет объяснить, почему данное явлениепротекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие. Научноезнание в любой области наук представляет собой огромный массив взаимодействующихмежду собой различных типов знаний. Теория принимает участие в формированиифактов; в свою очередь факты требуют построения новых теоретических моделей,которые сначала строятся как гипотенузы, а потом обосновываются и превращаютсяв теории. Иногда теория заставляет по новому интерпретировать известныефакты. Две важнейшие функции науки, определяющие ее особую значимостьдля прогрессивного развития общества представлены теоретико-познавательнойфунщией, заключающейся в проникновении в сущность вещей, накоплении и синтезенаучного знания и прикладной — предполагающей участие науки в преобразующейдеятельности человека и общества. Рассматривая науку в ее взаимодействии с различными сферамижизни человека и общества, выделяют три группы выполняемых ее социальныхфункций: культурно-мировоззренческую функцию, функцию производительной силыобщества и катализатора (усилителя) процесса непрерывного совершенствованияпроизводства, функцию социального развития и управления им. Порядок, в которомперечислены эти группы функций, в сущности, отражает исторический процессформирования и расширения социальных функций науки, то есть возникновенияи упрочения новых каналов ее взаимодействия с обществом. Одна из проблем, возникших в процессе накопления научногознания и являющаяся особо актуальной в настоящее время? — это проблема социальнойответственности ученого за плоды его профессиональной деятельности. Результатынаучного поиска могут оказаться социально опасными, а их использование нев научных целях может привести к негативным последствиям. Ученый долженосознавать свою ответственность перед обществом, так как наука неотделимаот общественной жизни и может оказывать как созидательное, так и разрушительноевлияние на нее.