Отечественная война 1812 г. вызвала рост патриотизма и общественногосамосознания. Одна часть дворянства мечтала о введении конституции, другаяговорила, кроме того, о необходимости отмены крепостного права. В1816 г.возникает Союз спасения, в 1819 г. — Союз благоденствия, первые организациидекабристов. Н. М. Муравьев написал «Конституцию», предполагавшуювведение в России конституционной монархии и отмену крепостного права, П.И. Пестель — «Русскую правду» — введение революционной диктатурына 10 лет и раздачу части помещичьей земли крестьянам. В 1822 г. декабристыобъединяются в Северное и Южное общества. В 1825 г. они устроили восстаниев Петербурге и на Украине, но из-за неорганизованности и нехватки сил онобыло подавлено. Были казнены П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, С. И. Муравьев-Апостол,М. П. Бестужев-Рюмин и П. Г. Каховский. Пример декабристов оказал большоевоздействие на общество, хотя их планы были утопичны. При Николае I (1825-1855) министр просвещения С. С. Уваровсформулировал теорию официального народничества: православие —самодержавие— народность. Православие — духовная основа жизни русского общества, самодержавие—единственновозможный в России-политический строй, царь заботится о народе, народ жеему преданно служит. Западники (П. Я. Чаадаев, Б. Н. Чичерин, Т. Н. Грановский)считали Россию частью Европы и призывали подражать ей, отменить крепостноеправо, ввести парламентский строй. Славянофилы (И.С. и К.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин, А. С. Хомяков) полагали, что у России свой путь. Они также осуждаликрепостничество, но были сторонниками общины и Земских соборов, а не парламента. Революционные демократы (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, М.В. Буташевич-Петрашевский) выступали за свержение самодержавия и переходк социализму через общину, минуя капитализм. Петра-шевский за попытку заговорапротив правительства был сослан на каторгу с соратниками.