Состав района: (8 субъектов федерации) — Республика Татарстан, Республика Калмыкия, Ульяновская обл., Пензенская обл., Самарская обл., Саратовская обл.. Волгоградская обл., Астраханская обл. Площадь 536,4 тыс. км2, население — 16,7 млн чел. (11,5% от РФ). Выделяется среди других районов главной транспортной осевой линией всей территории — рекой Волгой. Условия развития хозяйства. У района исключительно выгодное экономико-географическое положение. Именно о нем, наряду с Волго-Вятским районом, можно сказать, что он находится в центре, так как граничит с четырьмя другими экономическими районами и с Республикой Казахстан. Хорошо разветвленная транспортная сеть создает благоприятные условия для активного хозяйственного взаимодействия с соседями. На юге район выходит к Каспийскому морю, что позволяет через южные его порты осуществлять связь с Туркменией, Ираном и Азербайджаном. Главнейшими ресурсами являются нефть и газ. Наиболее мощные залежи нефти сосредоточены в Самарской области и Татарии, по газу выделяются области юга района (крупнейшее газоконденсатное месторождение расположено в Астраханской области). Агроклиматические и почвенные ресурсы позволяют выращивать здесь многие сельскохозяйственные культуры умеренного пояса, а в самых засушливых районах иметь значительные площади для выпаса овец и крупного рогатого скота. Население. Динамика численности имеет тенденцию к отрицательным значениям, что связано с естественной убылью населения и в последние годы с уже незначительным механическим притоком. Средняя плотность населения достигает 31 чел/км2. Но разброс значений по субъектам федерации очень велик, в наиболее плотно заселенной Самарской области она достигает 61 чел/км2, а в Калмыкии чуть превышает 4 чел/км2. Более 70 % населения района — горожане. Крупнейшие города района — города-миллионеры — Казань, Самара. Близок к миллиону жителей Волгоград. Более 875 тыс. жителей имеет Саратов. Различные национальности представлены не только в республиках, но и в областях. В республиках на первом месте стоят титульные народы, в областях преобладают русские. Помимо этого, проживают чуваши, мордва, марийцы, в Астраханской области казахи. Промышленность. Многие отрасли промышленности базируются на собственных ресурсах: нефти, газе, гидроэнергии. Добыча нефти, начатая в середине 1950-х гг., к настоящему времени вывела район на передовые позиции в нефтехимии. Здесь представлены все стадии производства от добычи до получения готовых продуктов органического синтеза. В районе действуют 6 нефтеперерабатывающих заводов, на основе их продукции выпускаются синтетический каучук, минеральные удобрения, полиэтилен, искусственные волокна, продукция бытовой химии, ядохимикаты, пластмассы и смолы. Крупнейшим узлом нефтехимии является Самарский (Самара, Новокуйбышевск, Чапаевск). В машиностроении выделяются автомобилестроение (Тольятти, Набережные Челны, Ульяновск, Энгельс (троллейбусы)), авиастроение (Казань, Ульяновск, Самара, Саратов), судостроение (Астрахань, Волгоград). В легкой промышленности важное место занимает текстильная: Камышин (крупнейший в России хлопчатобумажный комбинат), Барыш, Языкове, Сурск (шерстяные ткани), Балашов (синтетические ткани). Значительное развитие получила пищевая промышленность. Сельское хозяйство. Поволжье — крупнейший сельскохозяйственный район страны. По площади сельскохозяйственных угодий и по площади пашни он стоит на первом месте в стране. Район дает четверть валовых сборов зерна (первое место), выделяется по производству подсолнечника, риса, горчицы, поздних овощей, сахарной свеклы. В отдельных субъектах федерации выращивают лен, коноплю, эфиромасличные культуры, бахчевые культуры. В советский период значительная доля земель имела дополнительное орошение, что позволяло достигать высоких урожаев, в том числе и кормовых культур. По поголовью крупного рогатого скота и свиней он уступает лишь Уралу, а по овцам — Северному Кавказу. Транспорт. Транзитное положение района определяет развитие почти всех видов транспорта. По плотности железнодорожной и автомобильной сети Поволжье значительно превышает среднероссийский уровень. Почти все железнодорожные магистрали, соединяющие западные и восточные районы страны, проходят через Поволжье. Именно отсюда в середине 1950-х гг. во все стороны пошли трубопроводы. Сейчас, помимо транспорта нефти и газа, по трубам идут продукты нефтехимии, например продуктопровод Тольятти — Одесса (аммиак). По Волго-Камскому водному пути и через систему каналов район имеет выход к Каспийскому, Черному, Азовскому, Балтийскому и Белому морям.