Шпаргалка по предмету "География"


Численность населения мира и ее изменения.

Данный вопрос является предметом изучения демографии — науки о закономерностях воспроизводства населения, его численности, естественном приросте, возрастном и половом составе и т. д. и географии населения, которая комплексно изучает территориальные группы населения и системы населенных мест, особенности их формирования и развития в различных социально-экономических и природных условиях. Интерес к численности населения возник давно. Известно, что одни из первых учетов населения проводились в Египте и Китае еще в третьем тысячелетии до новой эры. Однако научно организованные переписи в их современном понимании начали проводиться около 200 лет назад. Историю таких переписей обычно начинают с переписей США (1790 год), Швеции и Финляндии (1800 год), Англии, Франции, Дании и Норвегии (1801 год). В нашей стране начало учету населения было положено в XIX веке. Общее представление об изменениях численности населения на протяжении человеческой истории дает следующая таблица: Рост численности населения Земли (по Б.Ц.Урланису и В.В. Покшишевскому).

Летоисчисление

Период

Продолжительность периода (лет)

Численность населения к началу периода (млн. чел.

Среднегодовой прирост населения (%)

7 000 пет до н.э.

Неолит

5000

10

2 000 лет до н.э.

Античная эпоха

2000

50

0,03

0 (новая эра)

Начало новой эрыраннее средневековье

2000

230

0.1

1 000

Средние века

1000

305

0,02

1 500

Позднее средневековье

500

440

0.1

1 650

Начало нового времени

150

550

0,3

1 800

Новое время

150

962

0.5

1900

Конец нового времени, новейшее время

100

1 656

0,8

1950

Новейшее время

50

2527

1,0

1 980

Недавнее

30

4430

1,9

2000

Ближайшее будущее

20

6520

1.5

Из таблицы видно, что численность населения мира росла очень медленно вплоть до периода Новой истории. Никогда еще не было такого бурного роста, как в середине и второй половине XX века. В XIX на Земле уже жило 6 миллиардов человек и в настоящее время темпы прироста продолжают опережать прогнозы ученых. Существуют значительные диспропорции в росте численности жителей по различным регионам мира. Причина этихдиспропорций кроется в различном характере воспроизводства населения. Под воспроизводством (естественным движением) населения понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений.

Рождаемость, смертность, естественный прирост населения Рождаемость, смертность, естественный прирост населения — в основе своей процессы биологические. Но тем не менее решающие воздействие на них оказывает социально-экономические условия жизни в обществе и семье. Уровень смертности обусловлен, в первую очередь, уровнем благосостояния людей и степенью развития общественных служб здравоохранения. Уровень рождаемости также зависит от социально-экономической структуры общества, условий жизни людей. Но эта зависимость не является прямой. Например, в то время как женщины активнее участвуют в производстве и общественной жизни, увеличиваются сроки обучения детей и возрастают затраты на их воспитание, снижается рождаемость. Это является одной из основных причин того, что нередко в относительно более обеспеченных семьях детей не больше, а иногда даже меньше, чем в менее обеспеченных. Однако рост доходов может служить и стимулом к повышению рождаемости. Следует учитывать, также, что показатель рождаемости определяется национальными и религиозными традициями, брачным возрастом, прочностью семейных устоев, характером расселения, климатическими особенностями (в условиях жаркого климата половое созревание людей наступает быстрее). Сильное отрицательное влияние на воспроизводство населения оказывают войны.

Типы воспроизводства населения В современных условиях можно выделить 2 главных типа воспроизводства населения. Первый тип воспроизводства получил название «рациональный тип». Для него характерны невысокие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста. Этот тип воспроизводства отмечается в экономически развитых странах с более высоким уровнем жизни и культуры жителей. Прежде всего, это страны Европы, США. Канада, Россия и Австралия. Во многих из них наступило простое замещение уходящих поколений, а в некоторых (ФРГ, Венгрия, Болгария, Хорватия, Эстонии, Латвия, Россия) — даже естественная убыль населения. Второй тип воспроизводства населения (расширенный) отличается высокими и очень высокими показателями рождаемости и естественного прироста и относительно низкими показателями смертности. Он характерен, прежде всего, для развивающихся стран, еще несколько десятилетий назад этот тип воспроизводства называли переходным в отличие от традиционного, где высокий уровень рождаемости и смертности сочетается с низкой средней продолжительностью жизни. Успехи современной медицины, борьба с эпидемиями привела к резкому сокращению смертности, причем рождаемость остается традиционно высокой. Характерно, что самый высокий уровень рождаемости и естественного прироста типичен для наиболее отсталых аграрных стран Африки и Азии. Такой феномен быстрого роста населения в странах второго типа воспроизводства с середины XX века получил название «демографического взрыва». В наши дни на эти страны (вместе с Китаем) приходится около 4/5 населения планеты. В целом, демографическая ситуация в мире и в отдельных группах стран в конце XX века отражена в приведенной ниже таблице.

Основные демографические показатели (1995-2000 гг.)

Страны

Рождаемость

Смертность, промилле

Естественный прирост, промилле

Средняя продолжительность

Азия

22

8

14

66,2

Африка

39

13

27

53,8

Латинская Америка

23

6

17

69.6

Северная

14

9

5.0

76,9

Развитые

11

10

1

74,5

Развивающиеся страны

25

9

16

63.6

Мир

23

9

14

65,6



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.