Гражданская война,— это всегда национальная трагедия: брат идет на брата, сын — на отца. Словом, ниспровергаются все устоявшиеся нормы человеческой жизни. Но происходит ли в огне Гражданской войны очищение, самопознание человека? На этот важнейший вопрос писатели — современники тех событий — отвечали по-разному. Например, И. А. Бунин в своих «Окаянных днях» высказывал мысль, что человек во время Гражданской войны дичает, возвращается к первобытным инстинктам, то есть Гражданская война, по Бунину, — это утрата веками складывавшихся завоеваний культуры и цивилизации. Однако мне более интересна точка зрения писателя — сторонника революции. Действительно, интересный феномен: человек, воспитанный в традициях русской литературы, решается доказывать, что «кровь по совести» проливать можно. Рассмотреть духовный путь участника Гражданской войны я попытаюсь на примере романа А. Фадеева «Разгром». Одна из главных тем этого романа — сопоставление двух героев: Мечика и Морозки. Они абсолютно разные люди: Морозка шахтер во втором поколении, а Мечик городской интеллигент. Морозка не искал новых дорог, а шел старыми, уже выверенными. Пришло время — купил сатиновую рубаху и хромовые сапоги. Потом его посадили в полицейский участок. Морозка никого не выдал. Далее он ушел на фронт — попал в кавалерию. Он был шесть раз ранен и уволился до революции. Вернувшись домой, он пил недели две, а затем женился. Жизнь казалась Морозке простой, немудрящей. Когда Мечик стал равноправным членом отряда, он сразу же разочаровался. Окружавшие его люди крали друг у друга патроны, ругались из-за каждого пустяка. Они издевались над Мечиком по всякому поводу — над его городским пиджаком, над тем, что он не умеет чистить винтовку. Итак, мы видим, что Мечик сразу же разочаровался в идее, за которую он шел воевать, из-за того, что товарищи к нему плохо отнеслись. Мечик слаб духом, если его убеждения меняются из-за отношения чужих к нему людей. Морозка ушел в восемнадцатом году защищать Советы. Он участвовал в боях с белыми и японцами. Товарищи относились к нему с уважением. Морозка — настоящий товарищ. Вспомним его слова: «...я кровь отдам по жилке за каждого из вас...» Мечик не готов жертвовать собой. Он считает, что ничем не обязан отряду, раз к нему так плохо относятся. ...Поредевший отряд оторвался от преследования белых, прорвавшись через трясину, вышел на дорогу. Левинсон распорядился выслать дозор. Левинсон был измучен. Когда он увидел, что Мечик назначен дозорным, он подумал, что это неправильно, но не смог заставить себя разобраться в этой неправильности. «...Мечик, отъехавший уже довольно далеко, оглянулся: Морозка ехал позади него. Потом отряд и Морозка скрылись за поворотом... Он задремал. Он не понимал, зачем его послали вперед. Он вскинул голову, и сонное состояние мгновенно покинуло его, сменившись чувством ни с чем не сравнимого животного ужаса: на дороге стояли казаки...» Мечик сумел скрыться в лесу, но он не выполнил своего долга — он не выстрелил вверх, не предупредил отряд об опасности. Он думал лишь о спасении своей жизни. «...Морозка, зная, что впереди едет Мечик, тоже плохо следил за тем, что творилось во- ( круг него... И когда внезапно выросли перед ним околыши казачьих фуражек, он подумал: "Сбежал, гад". Он ясно понял, что никогда не увидеть ему своей родной деревни я близких людей. Но он так ярко чувствовал их в себе, этих уставших, доверившихся ему людей, что в нем не зародилось мысли о какой-либо возможности для себя, кроме возможности предупредить их об опасности... Он выхватил револьвер и, высоко подняв его над головой, чтобы было слышнее, выстрелил три раза, как было условлено...» Морозка — простой, недалекий человек — выполнил свой долг, а Мечик, интеллигентный, образованный, превозносивший себя над Морозкой, считавший себя храбрее, смелее его, предает отряд, спасая лишь свою жизнь. Тем самым Фадеев хочет показать, что интеллигент не способен на героизм, он обязательно эгоист и трус, а пролетарий способен жертвовать собой на благо другим. Мне кажется, что этот роман отчасти объясняет русскую трагедию XX века — и революцию, и Гражданскую войну. В «Разгроме» звучит какое-то странное презрение к культуре, высказывается мысль, что душа человека зависит от его социальной принадлежности. Для меня в этом произведении важнее даже не Морозка, Мечик и другие герои, а сам Александр Фадеев, его опаленная огнем больная душа.