Шпаргалка по предмету "Всемирная история"


Страны соц. Лагеря: общие тенденции и особенности развития.

После ВМВ можно выделить 2 этапа в отнош. СССР к соц. странам: 1. 1944-1948 г. (ненасильств-ая социализация стран В. Европы) с сохран-ем ч/с., бурж. партий, разноуклад. эк-ки; 2. С 1948 г. – сит-я меняется: из-за нач. Хол. войны. США быстро создаёт капит. блок и СССР начин. насильственно и форсированно насаждать социализм. Вост. Евр. страны стали назыв-ся социалистич-ми. В нач. 50 г. они достиг. успехов в соц-эконом. р-ии: строятся крупн. предприят., появл. нов. отрасли пром-ти, упор сделан на ускор. р-ие тяж. пром-ти, реформы в с\х: всё это оказ-сь возможным благодаря эк-кой и технич. помощи СССР (соц. страны отказ. от плана Маршала). Т. О. навязана советская модель р-ия. Но нек. страны искали свой путь р-ия, что рассм-сь как проявление ревизионозма («Югоское чудо» И. Б. Тито: сочет-ие элементов соц-ма и рыночной эк-ки). Образуется Информационного бюро коммунистических и рабочих партий, цель кот. - обмен опытом и координ-я деят-ти КП; улажив-е м/д ними разноглас., поддерж. демократ. движ. Бюро не должно отдавать приказы партиям – должно счит-ся со спецификой стран. Созд-ся СЭВ: Цель – планомерн. р-ие нар. хоз-ва, ускорение прогресса, индустр-ии, укрепл. социалистич. режимов; сотруд-во в обл. внешн. торг., обмен технич. документ-ей и научным опытом. В противовес НАТО (цель кот. – противод-ие распр-ю коммунизма и росту Совет. влияния) возник. ОВД. Договор основывался на стремл. создать сист. коллект. безоп-ти (имел оборонит. хар-ер; направлен на укрепл. обороноспос-ти соц. стран; Создавался как бы «санитарный кордон» из соц. стран). Договор уважал независ-ть и суверинит. гос-в и был открытым для присоед. к нему любого гос-ва. Содержание договора: воздерж-ие от разреш. конфликтов силой, совместн. поиск путей урегул-я конфликта мирн. ср-вами; готов-ть участв-ть во всех междунар. действиях по поддерж. мира и безоп-ти; добиваться всеобщ. сокращ. вооруж-й; оказ-ие воен. помощи в случае напад. на одну из стран договора; создание объедин-го командования вооруж. силами; не заключ. союзов, противореч. этому договору. В 60 г. в странах соц. лагеря: р-ие производит. сил тормоз-сь командно-админ. системой. Увелич-ся разрыв по темпам внедрения промыш. достижений с капит. странами. Сниж-ся конкурентносп-ть. Товарообмен замкнут на СЭВ. В обл. эк. сотруднич-ва: строится нефтепровод «Дружба», газопровод «Союз». К к. 60 г. обострились отнош. СССР и Югосл., Китай и Албан. (из-за доклада Хрущева о культе лич-ти Сталина). Эти страны защ. Сталина. Кит. ещё в сер. 50 г. нач. гонку за лидер-во в миров. коммун. движ-и. С приходом Брежнева измен-ся внешн. политика СССР: доктрина Брежнева «огранич-ный суверенитет»: всеми силами сохранять соц. лагерь, max укрепляя в нем рук. роль СССР, и фактич. ограничивая суверенитет союзников. Впервые применена в 1968 г. в Чехословакии при вводе войск 5 стран ОВД для подавл. антисоц. процессов («Пражская весна»). 70 – 80-ее гг. темпы роста пр-ва стабильн, но х-р р-ия экстенсивный. Падает вес соц. стран в мировом пр-ве и торговле. Отставание по кач-ным показателям; рост добычи нефти, газа, пр-ва стали, но медлен. рост пр-ва товаров нар. потребления. В 80 г. : падение ур-ня жизни (кроме ГДР, Чехословакии): забастовки, митинги; неверие в соц-зм. ; люди треб. реформ. (н-р, в Польше было много выступл. рабочих. Создан профсоюз «Солидарность», кот. толкал массы на подрыв основ соц-ма в стране. В нач. 80 г. страна ок-сь на чрезвыч. военном положении: запрещ-сь забастовки и профсоюзы. Антисоц. Мятеж подавлен. Во 2 полов. 80 г. – усиливается движ. за реформы, начин. кризис эк. сотрудничества в рамках СЭВ. Командно-админ. модель признана неработосп. Конфликты обостр-ся и в к. 80 г. – бархатные революции. Их причины: кризис во всех сферах жизни; их цель – обновл. соц-эк. и полит. жизни. Революции происходили без потрясений, жертв, происх-ла лишь смена властей (коммунисты уходили с политич. арены). Лишь в Румынии: расстрел демонстр-ии и Чаушеску.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.