В. – это период в культурн. р-ии стран З. и Ц. Европы, переходный от среднев. к-ры к к-ре нов. времени. Периодизация – для Италии – 14-16 в., для всех остальн. стран – к. 15-17 в. Черты В. – гуманизм, античн. наследие, свет. хар-р. Г. – идейная основа Возрождения; Г. -это мировоззр., подразум-е ценность человека, охватывающее науки и искусство. Наиб. ярко В. прояв. в Италии, т. к. в Ит. не было единого гос-ва: основ. форма политич. существования – небольш. города-гос-ва с респуб. формой правления; феодалы слились с банкирами, богат. купцами и промышленниками. Поэтому в Ит. феодализм в его полных формах так и не сложился. Обстановка соперничества м/д городами, ставила на 1 место не происхождение, а личн. способности. Была потребность не только в энергичн. и предприимч. людях, но и в образованных. Появл. нов. тип человека: делового, хозяина жизни. Поэтому появл. Г. направл. в образовании. В. принято делить на Раннее (н. 14 – к. 15 в.) и Высокое (к. 15 – 1 четв. 16 в.): такое деление применимо непоср. к Ит. К этой эпохе относят величайших художников Ит. – Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля. Хотя наивысш. расцвета В. достигло на Апеннин. п-ове, его феномен распростр. и на др. части Европы. Сходные процессы к С. от Альп получ. назван. «Северного Возрождения». Сходн. проц. Происх. и во Фр., и в городах Герм. . Среднев. человек, и люди Нов. времени свои идеалы искали в прошлом. В эпоху средневековья люди считали, что они продолжают жить в. Рим. империи, продолж. и, к-ная традиц: латынь, изучение римской лит-ры. Но в эпоху В. люди устремили свой взгляд в античность, в кот. увидели нечто, в корне отличающееся от средневековья, главным образом, отсутствие всеобъемлющ. власти церкви, духовн. свободу, отнош. к чел. как к центру мироздания. Именно эти представл. стали центр. в мировоззр. гуманистов. Идеалы, столь созвучные новым тенденциям р-ия, породили стремл. воскресить античность в полн. объёме, и именно Ит. с её огромн. кол-вом римских древностей стала благодат. почвой для этого. В. вошло в историю как период необыкнов. взлёта искусства. Если раньше произв-я искусства служили больше церковным интересам, то теперь создаются пр-ия, чтобы удовлетворить эстетич. потребн. человека. Г. счит., что жизнь д. приносить удовольствие и средневековый монашеский аскетизм ими отвергался. Огромную роль в становлении идеологии гуманизма сыграли Данте Алигьери, Петрарка, Джованни Боккаччо: «Декамерон», Лоренцо Валла «Размышл. о подложном и вымышл. Даре Константина». Они и явились основополож. и ренессансной лит-ры, и самого гуманизма. Свою эпоху Г. воспринимали как время расцвета, счастья и красоты. Но это не значит, что она была лишена противоречий. Главн. противореч. было то, что Г. оставался идеологией элиты, в народ. массы новые идеи, не проникали. Да и у самих Г. было иногда пессимистич. настроение. Страх перед будущ., разочарование в человеч. природе, невозм-ть достижения идеала в обществ. устр-ве пронизывают настроения многих деятелей В. Наиб. показат. в этом смысле было напряж. ожидание конца света в 1500 г. В. закладывало основы новоевроп. к-ры, новоевр. свет. мировоззр-я, новоевр. независ-й личности. Зрелых форм Ит. Г. достиг в 15 в. Тогда намет-сь неск. направл-й Г. : гражданский (задача – воспит. идеальн члена общ-ва, патриота); политич. (для обоснов-я политич. событий); моральный аспект (решал в-с значимости церк. и-тов); педагогич. направл. (зад. -воспит. детей). Т. О. Г. отриц. традиции Среднев. к-ры: учение Г. шло вразрез с уч. церкви: антропоц-м, рацион-м, свет. этика, призыв к свободомысл. - знаменовали отход от принципов Среднев. мировоззр.