Первоб. человек (ПЧ) прежде всего заним-ся в-ми пропитания и внутр. самосоверш-ию, самопознанию уделял мало внимания, но найденные рисунки свид., что дух. мир ПЧ был развит. Проблемы: когда и почему зарод-сь первоб. искусство? (теории: 1. челов. был бессилен перед природой и хотел рисунками повлиять на неё, объяснить прир. явления; 2. врожд. стремл. человека к творчеству; 3. искусство появилось в р-те р-ия религ. представл.). Дух. мир формир-ся у неандерт. (верхний палеолит). Неандерт. первыми начали хоронить своих сородичей и были способны к абстрагированию. Основные формы религ. представлений в п. о. : магия (самая 1 форма. Это ритуалы, направл. на овладение добычей. Эти обряды совершались в «медвежьих пещерах); тотемизм (вера в сверхестеств. связь челов. и животн. На ранней стадии тотемизма появляется табу – нельзя есть мясо свящ. животного); анимизм (вера в сверхъестеств. сущ-ва – в духов); фетишизм (вера в сверхъестеств. св-ва неодуш. предметов). Все эти виды религий в п. о. сущ-ли вместе. Первые пещеры с рисунками ПЧ найдены на Ю. Франции, в Испании, на Урале. Рис. изображ. убитого зверя. Появл-ся скульптура: изображали лишь женщин (схематично: неолетич. венеры - главн. задача отобразить женские формы матери прародительницы: грудь, живот, широк. бёдра). Т. Е. дух. мир ПЧ достат. богат. С появлением землед. и обмена возникли зачатки научн. знаний: медицина, зоология, системы счёта, лунный календарь. П/о не знало письменности. ПЧ создал пиктографию (pictus - рисованный) – первую форму записи рисунками на коре, бересте, коже, кости. Такие изображения называют писаницами. Писаницы чаще всего выполнены красной охрой. Известны сибирские писаницы, открытые в 1675 г. в р-не соврем. Томска. Из пиктографии впоследствии появилось идеографическое письмо (idea - понятие). Идеограмма – письменный знак, обозначающий не звуки языка, а целое понятие. Логограмма – знак, обозначающий не абстрактное понятие, а реальное слово, передававшее это понятие. К такому виду пис-ти относятся письмо др-х шумеров, египтян, китайцев. Позднее из такого письма возникли алфавитные системы пис-ти. В настоящее время идеография – только в Китае. Письменность считается гранью, отделяющей классовое общество от доклас-го.