Эпигенетическая модель Э. Эриксона - первая, описывающая цикл человеческой жизни от рождения до смерти. Модель Э. носит эпигенетический характер, подразумевая, что каждый элемент развивается над остальными частями, т. е. возникновение каждой последующей стадии определяется развитием предыдущей: «Все, что растет, имеет почву, из этой почвы поднимаются отдельные части, каждая из которых имеет свой срок роста, пока все части не поднимутся и не образуют единое функциональное целое». Каждая стадия системно связана с остальными, протекающими в заданной последовательности и определяется предыдущей. Э. описал восемь стадий личностного развития, каждая из которых состоит из психологических, биологических и социальных компонентов и соответствующих изменений эго-идентичности. Проблема, встающая перед индивидом в его социальном развитии, создает кризисную ситуацию. Кризис – поворотный момент развития, из которого человек может выйти как более адаптированным, так и более ослабленным. Успешное разрешение кризиса связано с установлением определенного компромисса между противоположными состояниями сознания. Благоприятный результат – включение в эго нового позитивного качества, неблагоприятный – встраивание негативного компонента. Неразрешенная задача переносится на следующую стадию, где справиться с ней гораздо труднее. Являясь переломным моментом в жизни человека, кризис позволяет овладеть новыми навыками и освоить новые отношения. Расширение радиуса значимых отношений, формирует способность человека осмысленно воспринимать окружающую действительность, себя и мнения других людей о себе, как целостность. Т. о. люди преодолевают характерные противоречия стадий с разным успехом и разной скоростью. Взаимодействие между биологическими потребностями индивида и требованиями общества задает направление и содержание развития. Стадии (возраст, полярные качества, результат прогрессивного развития): 1) младенчество (0- 1): базовое доверие к миру – недоверие к миру( энергия, жизненная радость); 2) раннее детство (1- 3): самостоятельность – стыд, сомнения (независимость); 3) детство (3- 6): инициатива – пассивность, вина (целеустремленность); 4) школьный возраст (6-1 2): компетентность – неполноценность (овладение зун); 5) отрочество, юность (12-20): идентичность – непризнание (самоопределение, преданность, верность); 6) ранняя зрелость (20-2 5): близость – изоляция (сотрудничество, любовь); 7) средний возраст (25-6 5): продуктивность застой (творчество, заботы); 8) поздняя зрелость (после 6 5): целостность личности – отчаяние (мудрость).