Шпаргалка по предмету "Возрастная психология"


Роль общения со взрослыми и сверстниками в психическом развитии на разных этапах онтогенеза.

Изучали: Лисина М. И., Смирнова АН., Талигузова ОН., Коломинский Я. Л. Общение выступает основным условием полноцен-ного психического развития человека. Для ребенка общение со взрослым выступает определяющим фактором психического развития: 1) Взрослый задает ребенку образцы для подражания; 2) Передает информацию; 3) Развивает речь и все познаватель-ные процессы; 4) Формирует личностные качества, самооценка, эмоции; 5) Способствует усвоению различных видов деятельности; 6) Формирует отношение к другим людям. Дефицит в общении со взрослым приводит к возникновению госпитализма (в детских домах). Общение со взрослым на I году жизни приводит к формированию у ребенка потребности в общении (в 2-3 мес.) - эмоционально-двигательные реакции по отношению к взрослому (комплекс оживления), стремление привлечь внимание взрослого, поиск одобрения. Этапы развития общения со взрослым изучала Лисина М. И. и отметила, что содержание общения взрослого должно соответствовать потреб-ности в общении у ребенка. Этапы: - I младенчество - потребность в любви и заботе - ситуативно-эмоциональная форма общения взрослого (ласка, улыбка, речь); - 2 ранний возраст - потребность в совместной предметной деятельности со взрослым - ситуативно-деловая форма общения взрослого (действия с предметами, игрушка); - 3 младший и средний дошкольный возраст - потребность в информации - внеситуативная познавательная форма общения (связана с развитием речи - вопросы, рассказ, чтение литературы); - 4 средний и старший дошкольный возраст - потреб-ность во взаимопонимании и сопереживании со взрослым, в установлении доверительных отноше-ний с ним, в самопознании - внеситуативно-личностная форма общения (беседы о личном, обо всем). Особое значение имеет общение в семье : любовь, удовлетворение потребности в признании со стороны взрослых; родители как эталоны; подражание; нарушения общения при стилях семейных отноше-ний, неполной семье. Общение с воспитателем в группе влияет на самооценку ребенка и оценку его со стороны сверстников Общение дошкольника с другими детьми способст-вует закреплению или не закреплению норм и правил поведения, развитию чувств, самооценки, познава-тельной сферы. Потребность а общении со сверстни-ками возникает к 1,5 -2 годам, когда ребенок начина-ет воспринимать сверстника как субъекта, а не как объекта. Дошкольник может общаться со старшими по возрасту детьми (подражает, подчиняется); с младшими (отвечает за младшего, командует, организует); со сверстниками (соперничает на равных). Круг общения дошкольника должен быть разновозрастным. Общение и отношения в детской группе изучаются методом социометрии и антомет-рии. Популярными в группе дошкольников бывают дети внешне привлекательные, умеющие играть, обладающие коммуникативными способностями и высоко оцениваемые педагогом; изолированными -наоборот, непривлекательные, замкнутые В старшем дошкольном возрасте отношения детей становятся не такими ситуативными, появляется дружба. Последствия депривации: Основным «симптомом» здесь будетрезкое замедление всех сторон развития ребенка. Это проявляется в:. отсутствии сформированной речи (у детей из ДУИТ количество вокализаций в6 раз меньше);. отставании в умственном развитии;. трудностях в установления прочных взаимоотношений со взрослыми;. недостатке инициативности, замедлении развития эмоциональнойдеятельности, а также упрощении эмоциональной сферы;. двигательной вялости и компенсационных движения. Уже на первом месяцежизни дети проявляют сильное беспокойство при ограничении их движений. Здесь было бы уместно вспомнить про феномен госпитализма (какразновидности сенсорной и двигательной депривации). Этот феномен былвпервые описан Р. Спитцем, который наблюдал детей, оставшихся послерождения без материнского внимания. Эти дети по 15-18 месяцев находилисьв стеклянных боксах, причем до того времени пока он сами не вставали наноги. Кроме потолка и белых занавесок (на более поздних этапах) эти детине видели ничего. Их движения были ограничены постелью, а количествоигрушек было ничтожно мало. Спитц приводит также результаты исследованиядетей, разлученных с матерьми в возрасте 3 месяцев. К 4-м годам 37% изних погибли; к 1,5-2 годам 5 из 21 не были способны к самостоятельномупередвижению; сидели без поддержки только 3; половина знали только 2-3слова; у все наблюдались симптомы анаклитической депрессии. Следуетпомнить и о том, что развитие движений в детстве тесно связанно сформированием ядра личности: например в тех, случаях когда ребенокначинает ощущать себя причиной и источником собственных действий. Поэтомучасть нарушений указанных выше связаны и ограничением двигательнойактивности в этом возрасте;. сниженном общем коэффициенте развития.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.