Изучая проблемы возрастной периодизации развития, современная отечественная психология опирается на несколько основных принципов: 1) Принцип историзма, позволяющий последовательно анализировать проблемы детского развития, возникавшие в разные исторические периоды времени. 2) Биогенетический принцип, позволяющий системно изучить важнейшие проблемы детского развития с учетом взаимосвязей движущих сил и факторов психического развития в каждом возрастном периоде. 3) Принцип анализа развития основных аспектов человеческой жизни-эмоционально-волевой сферы, интеллекта и поведения. . основные проблемы возрастной периодизации психического развития: 1) Проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека. 2) Влияние обучения и воспитания на развитие детей. 3) Соотношение задатков и способностей. 4) Сравнительное влияние эволюционных, революционных, ситуационных изменений в психике и поведении ребенка. 5) Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка. В отечественной науке существует два представления о возрасте: физический возраст и психологический возраст. Переходы из одного возраста в другой сопровождаются изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, их называют кризисами возрастного развития. Кризис говорит о том, что и в организме и в психологии ребенка происходят изменения, что в развитии возникают некоторые проблемы, которые ребенок не может самостоятельно разрешить. Преодоление кризиса означает переход на более высокую ступень развития, в следующий психологический возраст (Р. С. Немов). д. Б. Эльконин говорит, что основным механизмом смены возрастных периодов развития является ведущая деятельность. Основные положения периодизации развития Д. Б. Эльконина таковы: процесс детского развития делится на три этапа: 1) Дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет); 2) Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет, с первого по четвертый класс школы); 3) Средний и старший школьный возраст (от 11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы). Весь период детства по возрастной физической классификации делится на семь периодов: 1) Младенчество (от рождения до одного года жизни); 2) Раннее детство (от 1года до 3-х лет); 3) Младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 5 лет); 4) Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет); 5) Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет); 6) Подростковый возраст (от 11 до 13-14 лет); 7) Ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет). Каждый этап состоит из двух периодов: межличностное общение как ведущий вид активности, направленный на развитие личности ребенка; предметная деятельность, связанная с интеллектуальным развитием и реализацией операционально-технических возможностей ребенка. Переход от одного этапа развития к другому происходит при несоответствии между уровнем достигнутого личностного развития и операционально-техническими возможностями ребенка. Причина первых кризисов – возникновение противоречий между новыми потребностями ребенка и прежними условиями их удовлетворения, которые его не устраивают. Основной смысл переходного периода заключается в позитивных изменениях личности, центральное новообразование каждого возрастного периода (обобщенный результат психического развития) содержит побудительную силу для дальнейшего развития и становится базой для формирования личности в следующем возрастном периоде. Общие черты кризиса: раздражительность, непослушание, капризы, бунт, конфликт ребенка с окружающими взрослыми, упрямство, негативизм. Психологическая: 1) перинатальный период; 2) период новорожденности (до 8 недель жизни); 3) грудной период (до 1 года); 4) ползунковый возраст (1-3 года); 5) дошкольный возраст (3-6 лет); 6) школьный возраст (6-11 лет); 7) пубертатный период (11-15 лет); 8) юношеский период (15-20 лет). Педагогическая: 1) младенчество (1 год жизни); 2) преддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет); 3) дошкольный возраст (3-6 лет): - младший дошкольный возраст (3-4 года); - средний дошкольный возраст (4-5 лет); - старший дошкольный возраст (5-6 лет); 4) младший школьный возраст (6-10 лет); 5) средний школьный возраст (10-15 лет); 6) старший школьный возраст (15-18 лет). Фрейд :-оральная(до 1)-анальная(1- 3)-фаллическая(2- 5)-латенстная(5-1 1)Эриксон – ранее младенчество( 1)Позднее младенчество(1- 3)Ранее детство(3- 5)Позднее детство(5-1 1)Отрочество(11-20)Ранняя взрослость(20-40)Средняя взрослость(40-50)Поздняя взрослость(0т 60)