отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Она состоит из трех подотраслей: геронтопсихологии, детской психологии, пре- и перинатальной психологии. Исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие. Предмет – 1)Условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики. 2)Развитие психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых) 3)Развитие различных видов деятельности (активности). 4)Формирование качеств личности 5)Возрастные и индивидуальные психологические особенности . методы- наблюдение и эксперимент. НаблюдениеНаправлены на сбор факторов и динамику псих. развития. в начале 19-20в,метод наблюдения. Брейер наблюдал развитие собственных детей И стремился фиксировать это в реальной среде. В росси решили обобщить этот опят для детей от0-3лет. Журнал публиковал для примера 10 дневниковых записей. В дальнейшем эту функцию берет на себя Лангер и публикует на основе обобщенного опыта календарь психологической жизни ребенка,тем самым учит родителей как правильно вести записи и как правильно интерпретировать полученные данные. Эти данные дали могучий толчек в псих. разв. Но из-за рнеправильности вневниковых записей родителей,данные было трудно обобщить. Брюсов выдвинул схему наблюдей и опубликовал двигательная схема, особенность восприятия, памяти, вообращения, мышления. В 1925 г. в Ленинграде под руководством Н. М. Щелованова была созданаклиника нормального развития детей. Там наблюдали за ребенком 24 часа всутки и именно там были открыты все основные факты, характеризующие первыйгод жизни ребенка. Минусы:трудоемкость, большие временные затраты,выжидательные пассивные позиция наблюдателя, обязательно образование у наблюдателя, вероятность пропуска псих. фактора если они вновь появились или сливаются со множеством явлений, опастность субьективности как при зборе так и интропретации, проверку результатов нельзя никак осуществить, ограниченное применение мат. обработки. Плюсы: проводится в естественных условиях, существует ряд моментов,когда возможно только наблюдение, позволяет фиксировать внешние проявления ребенка. Виды: сплошное(охватывается много сторон поведения реб,обязательно долгое время с несколькими детьми)Временные( фиксируется поведение ребенка в опред. ситуации,в определ. промежуток времени. Эксперимент- активное вмешательство в любую деятельность испытуемого,нужно создать условия,в которых будет преволировать фактор,который должен быть выявлен. Ставятся задачи и по результатам судится об особенностях ребенка. Виды:Лабораторный(в созданных условиях,с аппаратурой и испытуемым. Обязательно идет строгая фиксация переменных. Недостаток-трудность переноса результатов на реальность)Естественный эксперимент( определяется вид деятельности,который можно будет рассматривать в естественнх условиях)конструктирующий(направлен на выявления уровня,качества. Прим-тест бене) иОбучающий(изучение закономерностей того или иного новообразования)Лангитюдное исследование(долговременное)Метод анализа продуктов жизнедеятельности,проективный,рисуночные тесты. Сравнительные методы(биографичесукие,кроскультурные)