Важным экономическим аспектом управления качеством продукции в организации выступает планирование и калькуляция затрат на качество. В современных условиях жесткой конкуренции любое решение в области качества должно быть подкреплено экономическим обоснованием. Концепция экономической оценки затрат на качество, принятая в междуна-родном стандарте ИСО серии 9000, может рассматриваться как инструмент, который позволяет определить экономические последствия решений, принимаемых в области управления качеством, оценить убытки от возникновения дефектов и несоответствий, осуществить полный анализ затрат на качество. Анализ и оценка затрат на качество представляет собой неотъемлемую часть финансовой стратегии предприятия в области качества. Анализ затрат на качество — деятельность по исследованию затрат на качество, осуществляемая для обоснования с научных позиций решения и действия организации в области качества и содействующая выбору наилучших вариантов действий. Оценивание затрат на качество — деятельность, связанная с определением взаимосвязи и влияния затрат на качество на экономические показатели деятельности организации. Основные цели проведения анализа и оценивания затрат на качество: - обнаружение взаимосвязей затрат на качество ирезультатов хозяйственной деятельности предприятия;- определение и оценка размеров необходимых инвестиций в улучшение качества;- обеспечение необходимого качества выпускаемой продукции при минимизации общих издержек на ее производство и эксплуатацию;- нахождение критических областей производственной деятельности, требующих принятия мер по совершенствованию организации производства. Организация учета, анализа и оценки затрат на качество требуется для управления в следующих областях:- создание и производство новых товаров;- инвестиции в улучшение качества;- развитие производственного процесса;- совершенствование технологии производства;- обеспечение интересов поставщиков и потребителей. Современные условия требуют внедрения в практику международных правил ведения учета, анализа хозяйственной деятельности и отчетности. Такая ин-формация может быть внешней и внутренней. Внутренний анализ или управленческий анализ субъективен, конфиденциален, и именно он несет нагрузку обеспечения принятия решений в области качества на предприятии. Все затраты, связанные с качеством, калькулируются внутри организации согласно ее собственным критериям. Как правило, к ним относятся затраты, возникающие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, в том числе при совершенствовании качества, а также связанные с потерями, когда не достигнуто удовлетворительное качество. Необходимо учитывать, что некоторые потери можно с трудом определить количественно, но они мо-гут нанести значительный ущерб, например, потеря престижа фирмы. В таких условиях, эффективная система качества может оказывать чрезвычайно важное влияние на рентабельность организации, особенно за счет совершенствования хозяйственной деятельности, что приводит не только к снижению брака и затрат на изготовление продукции, но и к сокращению затрат, связанных с использованием и эксплуатацией продукции.