Бюджет – это экономическая форма образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Региональными называются бюджеты субъектов Российской Федерации. Доходы формируют 1) собственные бюджеты налоги на имущество, недвижимость, дороги транспорт налоги с продаж игорный бизнес и региональные лицензионные сборы; 2) регулирующие бюджеты – это часть поступлений от федеральных налогов и акцизов. Постановлением правительства РФ от 30. 0 7)1998 г. № 862 «О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ» из бюджетов регионов финансируются расходы: содержание государственной власти, бюджетов субъектов, проведение выборов и деятельность средств массовой информации, формирование государственной собственности, поддержание и развитие дорожнорегиональной сети, реализация региональных, целевых и экономических программ, обслуживание и погашение государственного долга субъекта, оказание финансовой помощи местным бюджетамБюджетный кодекс РФ обязывает составлять программу внутренних заимствований на очередной финансовый долг. Ограничения при проведении эмиссии ценных бумаг: предельный абсолютный общий размер долга, объем годовых заимствований (меньше 30% от бюджета, меньше 15% – на обслуживание этого долга), объем расходной части бюджета. Местные бюджеты – это районные, городские, сельские и поселковые. Доходная часть местных бюджетов: собственные доходы, поступления от регулирующих доходов, финансовая помощь в различных I формах и средства от взаимоотчетов. Расходы бюджетов муниципальных образований связаны в основном с решением вопросов местного значения, с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам и ссудам. Муниципальный заказ – это обеспечение жилищно-коммунальных услуг, социальных структур. Муниципальный заказ должен включать в себя предмет, сроки и качество, он, как правило, реализуется на конкурсной основе. Муниципальные местные бюджеты характеризуют уровень минимально необходимой обеспеченности населения важнейшими жилищно-бытовыми, социальными, культурными и другими услугами. Во взаимоотношениях между бюджетами существуют следующие принципы: 1) преувеличение собственных доходов, местный бюджет не может быть уменьшен; 2) фонд финансовой поддержки муниципальных образований формируется за счет отчислений из федеральных и региональных налогов, поступающих в бюджет субъекта РФ. Проблемы: 1) налоги концентрируются в центре; 2) регионам остаются наименее собираемые налоги; 3) сокращается объем финансовой поддержки регионов. Этапы бюджетного процесса: 1) разработка прогноза социально-экономического развития; 2) правительство РФ рассматривает прогнозы и готовит послание президента Федеральному Собранию; 3) корректировка президентом бюджетного послания; 4) выступление президента в Федеральном Собрании и публикация в средствах массовой информации; 5) обсуждение и принятие бюджетов в Федеральном Собрании.