Шпаргалка по предмету "Туризм"


Развитие туристско – экскурсионного дела в российской империи.

Новый этап в развитии Российского государства наступает в правление императора Петра I. Именно с его реформаторской деятельностью связано начало перехода России от традиционного аграрного общества к индустриальным отношениям. Для осуществления своих планов, связанных с модернизацией России, он проводит ряд мероприятий. Сюда следует отнести в первую очередь дворянских детей на учебу за границу. К сожалению, насильственное внедрение образования принимало нередко уродливые формы. Партии учеников были рассеяны по многим европейским культурным центрам: Парижу, Амстердаму, Лондону, Тулону, Марселю, Кадису, Венеции, Флоренции. И если первоначально молодежь должна была изучать морское дело, навигационные науки, то со временем к европейских университетах и академиях стали учиться живописи, механике, навигации, инженерству, танцам, верховой езде и всяким ремеслам. Знаковой фигурой как в «путешествии за знаниями», так и определенной открытости миру Российской империи, становится Михаил Васильевич Ломоносов (1711 —176 5). Деятельность Петра I определила и практические географические изыскания в Российской империи в XVIII в. Он назначает большую награду за открытие морского пути на Камчатку. Дальневосточный регион представлял немалый интерес для исследований. В 1711 г. экспедиция Данила Анциферова и Ивана Козыревского перебралась с Камчатки на северные Курильские острова, а годом позже были сделаны во время повторного похода на Курилы первые схематические карты и даны комментарии к ним. Были ими собраны и сведения о Японии и о морских путях к ней. В 1716 г. Было совершено плавание из Охотска на Камчатку. Была составлена карта этого плавания. В 1724 г. была организована Первая Камчатская экспедиция. Руководителем экспедиции был назначен Витус Беринг. В августе 1728 г. моряки прошли пролив, отделявший Азию от Америки, но они не узнали этого. Было решено не идти дальше на север, а вернуться назад. надо было нанести на карту границы Российской империи от Белого до Японского моря. И вновь для осуществления этого нового грандиозного проекта во главе был поставлен В. Беринг. Подготовка Второй Камчатской экспедиции была еще более длительной и плохо организованной. В результате ее цели не были достигнуты, а Беринг умер. В 1741 —1742 гг. С. Челюскин исследовал полуостров Таймыр. Исследования русского Севера в XVIII вв. вели и кузены Лаптевы, целью которых было картографирование берега к западу и востоку от реки Лены. Степан Петрович Крашенинников начал научное изучение Камчатки. Открытие Антарктиды принадлежит русским военным морякам в ходе в 1818 — 1821 гг. второго кругосветного плавания на шлюпах «Восток» и «Мирный» под руководством Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева. Начиная с XVIII в. можно говорить и о лечебном туризме в нашем государстве. Различные целебные источники были давно известны на Руси, их называли в народе «святыми». Но только Петр I, неоднократно поправлявший свое здоровье на заграничных курортах, решил отыскать в самой России целебные воды и организовать лечение на них. Известны были источники в Пятигорске и Брагунские теплые воды на Тереке. В XIX в. уже не только привозили минеральные воды в бутылках из-за границы, но в Казенном ведомстве официально состояло шесть местностей, где были целебные источники: Кавказ, Старорусские, Липецкие, Сергиевские, Коммернские (Латвия), Бусинские (Польша). Перед Первой мировой войной в нашем государстве насчитывалось до 60 санаториев, где могло одновременно отдыхать и лечиться 3000 человек, что, правда, составляло 0,0025 % от общего населения. Кроме того, в аристократической среде считалось хорошим тоном поправлять свое здоровье на зарубежных европейских курортах. Паломнический туризм приобретал с каждым столетием в России все больший размах. Надо отметить, что в XIX в. произошли определенные социальные изменения среди участников паломнических туров. Все больше среди пилигримов, которые отправлялись за рубеж, стало встречаться крестьян. А. Н. Муравьев, занимаясь профессионально историей христианства, внес свою лепту и в описание и «популяризирование» русских Святых мест. Он посетил как паломник Троице-Сергиеву Лавру, монастыри Ростова Великого, Новый Иерусалим, Валаам и Киево-Печерскую Лавру и многие другие места. Совершенно другим по стилю и восприятию увиденного является «Сказание о странствии и путешествиях по России, Молдавии, Турции и Святой Земле постриженика святыя Горы Афонския инока Порфирия». Заметки Порфирия дают возможность ознакомиться с организацией паломнического туризма к середине XIX в. Инок отмечал, что всех паломников в Яффе встречал российский консул, по приказу которого из-за сильного волнения на море была налажена безопасная переправа пассажиров с корабля, который не мог подойти к пирсу, на лодки, а оттуда уже к берегу. Всех прибывших тут же перевезли в Греческий монастырь, где распределили «по номерам». На следующий день паломникам помогли перенести вещи, выделили животных: «верблюдов, лошадей, ослов», на которых предстояло проделать путь до Иерусалима. В Иерусалиме прибывшие были размещены в гостинице Патриаршего монастыря. Паломнический маршрут был детально разработан. Ежедневно пилигримы получали «повестки», как их называет Порфирий, с указанием, куда они пойдут на следующий день. О масштабах внутригосударственных паломнических туров говорит тот факт, что монастырская гостиница на острове Валаам была рассчитана на 1000 мест. Летом монастырь посещало до 10000 человек, представители всех слоев общества: от крестьян до монархов. Паломнический туризм как массовое явление стал иссякать в годы Первой мировой войны. Зарубежное паломничество было прервано Октябрьской революцией 1917 г. и стало восстанавливаться только в последнее десятилетие. В правление Екатерины II вновь был поднят вопрос о создании географического описания важнейших рек России. Вопрос был не праздный, только на Волге было почти сто мелей и перекатов, а это была главная водная артерия нашего государства. Что касается сухопутных дорог, то Москва, бесспорно, превратилась в их центр. От нее расходилось девять радиальных путей. Дорожник, составленный В. Г. Рубаном в конце XVIII в., выдержал несколько изданий. В нем было перечислено 400 наиболее важных транспортных маршрутов с указанием промежуточных станций и расстояний между ними. Некоторые тракты имели протяженность в тысячи километров. Во всей империи соответствующей европейским стандартам можно было назвать лишь одну единственную дорогу: Санкт-Петербург— Царское Село. Она была вымощена камнем, имела придорожные канавы для стока воды, вдоль нее стояли мраморные верстовые столбы, имелись специальные поилки для лошадей. А в темное время суток вдоль ее тракта зажигалось 1100 фонарей. Елизавета Петровна и Екатерина II издали ряд указов, направленных на благоустройство дорог. Препятствовал развитию массового туризма и такой вид документа, как подорожная. Он представлял собой разновидность внутреннего паспорта, и без этой бумаги отправляться в путь было нельзя. Подорожная выдавалась каждому, кто хотел совершить сколько-нибудь дальнюю поездку. В ней указывался маршрут следования и его цель, имя проезжающего, количество подвод и лошадей, которые были ему необходимы, а также порядок оплаты проезда. Без этого документа путешествующие не могли получить лошадей, а соответственно и дальше передвигаться. Продолжает совершенствоваться транспорт. В средствах передвижения наблюдается большое разнообразие различных его видов. Среди господствующих классов больше всего были распространены кареты. Как средство передвижения пассажиров (туристов) и размещения их в гостиницах стала выступать почта, зачатки которой появились в России еще в XVII в. Правда, в то время по почте пересылали только дипломатическую документацию. При почтовом ведомстве и стали организовываться гостиницы, первая была создана в 1715 г. в Санкт-Петербурге. Видимо, от этой даты можно вести официальную историю нашего гостиничного хозяйства. О влиянии туризма на развитие культуры в нашем обществе говорит тот факт, что именно благодаря гостиницам появились, в частности, общественные бани. В гостинцах стал расти уровень сервисных услуг. Проезжающие могли там не только переночевать и поесть, но и помыться с дороги. В XVIII в. в России начинает зарождаться детский (школьный) туризм. Первоначально это были экскурсии с целью ознакомления учащихся с разнообразием местного растительного мира. Но постепенно экскурсии, связанные с различными краеведческими вопросами, становятся столь органичны в школьной программе, что их необходимость была зафиксирована в Уставах учебных заведений начиная с 1786 г. Школьники не только стали выезжать на природу, но посещать местные заводы и мануфактуры, рудники и т. п. В XIX — начале XX вв. для активизации экскурсионного дела стали привлекать выдающихся ученых: Д. И. Менделеева, П. п. Семенова-Тян-Шанского, Н. М. Пржевальского, К. А. Тимирязева, И. п. Павлова, В. И. Вернадского и др. Министерство народного образования и Синод проводили экскурсии, связанные с патриотическим и идеологическим воспитанием учащихся. Параллельно со школьным краеведческим туризмом в конце 70-х гг. XVIII в. начинает зарождаться организованный зарубежный туризм. В Москве в 1777 г. появляется «План предпринимаемого путешествия в чужие края» В. Генша. План В. Генша предусматривал поездку студентов (из дворян) в один из западноевропейских университетов с «ознакомительными» целями. Кроме того, в Италии, Франции и Швейцарии предполагалось посещение наиболее значимых культурно-исторических туристских объектов. В Москве в 1899 г. начала свою работу Комиссия по организации экскурсий для всех средних учебных заведений столицы. В 1877 г. в Тифлисе возник альпийский клуб. В конце 80-х гг. XIX в. в Ялте возник «Кружок любителей природы, горного спорта и Крымских гор», в 1891 преобразованный в Крымский горный клуб. В апреле 1895 г. в Санкт-Петербурге было создано «Общество велосипедистов-туристов». При «Обществе» вскоре были созданы секции других видов туризма и путешествий. Популярность его была настолько велика, что его отделения появились в 24 городах России, а в 1898 г. на Люксембургском конгрессе «Общество велосипедистов-туристов» было принято в Лигу туристских обществ.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.