Для такой рыночной структуры, как монополия, характерны следующие черты. 1) На рынке присутствуют множество покупателей и один производитель. 2) На рынке нет товаров, способных быть заменителями товаров производителя—монополиста. 3) Входные барьеры рынка очень сложно преодолеть, следовательно, невозможен приток новых производителей. Монополист не только самостоятельно определяет объемы производства, и, соответственно, величину предложения, но и сам устанавливает цену на свою продукцию. В условиях монополии производитель должен выбрать: стоит ли ему ограничить объем реализации вце—лях поддержания высокого уровня цен или понизить цену для увеличения объемов продаж. Иными словами, когда монопольный производитель принимает решение об объемах выпуска и реализации, ему необходимо учитывать, что с расширением производства он приобретет стоимость выпущенной дополнительно продукции, но потеряет из—за уменьшения цены часть стоимости прежних меньших объемов производства и реализации. Так как монопольный производитель сам определяет объем реализации и цену на свою продукцию, то ему необходимо также не допустить такой ситуации, когда потери от понижения цены превысят прирост дохода от продажи дополнительных единиц продукции. Для принятия эффективных решений об изменениях объемов производства и реализации ему следует сравнивать общий доход от продажи k единиц продукции с общим доходом от продажи (k + 1) единиц продукции, т. е. величину предельной выручки. Как правило, в условиях монополии в отличие от рынка совершенной конкуренции производитель выпускает меньше продукции, но устанавливает на нее высокие цены. Монопольный производитель устанавливает цену, которая больше предельных издержек на величину, которая обратно пропорциональна эластичности спроса по цене. Мера монопольной власти – это величина, равная разности установленной на продукцию монополиста цены, которая максимизирует прибыль монополиста, и предельных издержек. Правило ценообразования для фирмы—монополиста: P = MC / (1 + 1 / eD), где MC – предельные издержки; eD – коэффициент эластичности спроса для фирмы; P – цена, рассчитанная как простая накидка над предельными издержками. Если эластичность спроса для фирмы будет иметь большое значение, то такая накидка будет маленькой, т. е. фирма обладает небольшой монопольной властью. Если же спрос для фирмы почти неэластичен, то накидка будет велика, у фирмы—большая монопольная власть. В долгосрочном периоде цена, которая максимизирует прибыль фирмы, будет меньше, чем в краткосрочном периоде. Это объясняется тем, что в долгосрочном периоде спрос на любой товар обладает большей эластичностью, чем в краткосрочном периоде.