Метод удельных показателейприменяется, если требуется определить и проанализировать цены на продукцию, у которой есть один основной параметр, от которого и зависит уровень цен. Сначала вычисляется удельная цена (Ц
уд):
где Ц
б– цена базисного изделия;П
б – значение параметра базисного изделия.Цена нового изделия рассчитывается следующим образом: Ц
н = Ц
уд× П
нгде П
нвеличина основного параметра нового изделия.Метод регрессионного анализаиспользуется для выявления существующей зависимости между изменением цены и изменением технико—экономических параметров товара, а также для построения и выравнивания ценностных соотношений:Ц = F(x
1,x
2 …x
n),где x
1,x
2 …x
n– параметры товара.Параметрический ряд– это совокупность конструктивно и/или технически однородных изделий, выполняющих одни и те же функции и отличающихся величиной основных технико—экономических параметров.Уравнения регрессии, полученные в результате, могут быть разных видов:y=a
0 + Ea
1x
2 – линейное уравнение регрессии,y=a
0ПX
2n – степенное уравнение регрессии,y= а
0 + Еа
iX
i +Eb
iX
2i – параболическое уравнение регрессии.В случае если цены на товары, уже включенные в параметрический ряд, были также определены методом регрессионного анализа, то грубейшей ошибкой бу27бдет его применение для определения зависимости между изменением цены и параметрическим рядом, так как нарушается важное условие его применения – независимость наблюдений.Балловый методзаключается в том, что специализирующиеся в данной области эксперты дают оценку значимости каждого параметра для потребителей, т. е. определенное число баллов. Сумма баллов, присвоенных параметрам изделия, представляет собой оценку технико—экономического уровня товара.Цена на новое изделие рассчитывается следующим образом:1) вычисляется цена одного балла:
2) определяется цена нового изделия:Ц н= E(B
Hi * V
i) * Ц',где Ц
б– цена базового изделия;Б
бi– оценка в баллах i – го параметра базового изделия;B
Hi– оценка в баллах i – го параметра нового изделия;Ц' – цена одного балла;V
i– весомость параметра.Метод агрегатный состоит в подсчете суммы цен на отдельные составные части изделия, входящие в параметрический ряд, стоимости оригинальных узлов, издержек на сборку и установленной нормы прибыли.