Формируя ассортимент, включая и исключая из него те или иные товары, влияют на его расширение, сокращение, обновление, совершенствование, стабилизацию, гармонизацию. Это основные направления в области формирования ассортимента. Указанные направления взаимосвязаны, в значительной мере дополняют друг друга и определяются рядом факторов. В то же время эти направления формирования ассортимента являются элементами управления ассортиментом и ассортиментной политикой предприятия. Сокращение ассортимента - количественные и качественные изменения в ассортименте товаров за счет уменьшения (сокращения) его широты и полноты. Расширение ассортимента - количественные и качественные изменения в ассортименте товаров за счет увеличения показателей широты, полноты и новизны. Стабилизация ассортимента - состояние ассортимента товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления. Это достаточно редкое состояние ассортимента, присущее в основном ассортименту пищевых продуктов повседневного спроса. Обновление ассортимента - качественные и количественные изменения в ассортименте товаров за счет увеличения показателя новизны. Критерием выбора этого направления можно считать необходимость удовлетворения новых постоянно изменяющихся потребностей; повышения конкурентоспособности; стремления изготовителей и продавцов стимулировать спрос, побуждая потребителей делать покупки новых товаров. Совершенствование ассортимента - количественные и качественные изменения в ассортименте товаров для повышения его рациональности. Это комплексное направление обусловливает выбор возможных путей: сокращение, расширение, обновление ассортимента товаров для формирования рационального ассортимента. На белорусском потребительском рынке это направление формирования ассортимента сравнительно новое и выражается в стремлении ряда элитных магазинов формировать ассортимент по образцу известных зарубежных фирм. Кроме того, это направление характерно для крупных фирм, корпораций, акционерных обществ, имеющих дочерние предприятия в разных регионах (города, страны или мира). Для промышленного предприятия можно использовать, кроме перечисленных выше, и такие специфические направления ассортиментной политики, как: - обновление выпуска изделий (качество, цена, качество-цена); - товарная дифференциация; - товарная специализация; - товарная диверсификация; - товарная вертикальная интеграция и др.