Работа с классом малой наполняемости предъявляет большие требования к учителю, оказывает на него существенное влияние. Молодому преподавателю необходимо четко представлять особенности этой работы, уметь находить способы и методы работы в таких условиях. У педагога сельской школы много точек соприкосновения с социальным окружением. Многие вопросы по воспитательной работе необходимо решать при тесном взаимодействии с родителями учащихся. Работа в сельской школе предъявляет повышенные требования к нравственному облику учителя. Преподавание нескольких предметов в среднем и старшем звене, одновременная работа с несколькими начальными классами, тесное общение со школьниками в малых классах требует от педагога постоянного повышения своего профессионального мастерства и глубокого изучения психологических особенностей учащихся всех возрастных групп. Функции педагога на селе: 1) воспитательная деятельность; 2) культурно-просветительская работа; 3) обучающая, природоохранительная, сельскохозяйственная, познавательная. Факторы, влияющие на формирование личности педагога: 1) социальные. Уровень образования сельских жителей несколько ниже, чем городских; 2) экономические. Небогатая по сравнению с городской школой материальная база сельских школ; 3) экологические. Окружающая природа благоприятно сказывается на физическом здоровье, дает возможность для непосредственного изучения различных биологических, физических, географических явлений; 4) социально-педагогические. Разобщенность микрорайона вызывает необходимость привозить детей на занятия; малокомплектность школ вынуждает одного учителя вести несколько дисциплин. Требования к личности учителя сельской школы: 1) мотивационно-ценностные отношения личности к деятельности в школе. Сельский учитель должен заинтересованно относиться к проблемам села; 2) подготовленность в области основ сельского хозяйства; 3) общеобразовательная подготовка учителя. Должен владеть современными методами познания, развитыми формами мышления, богатым жизненным опытом. Комплексное образование: 1) способность учителя анализировать информацию и выбирать главное для адекватного ее усвоения на этапе подготовки к уроку; 2) способность представить мыслительный процесс ученика при усвоении конкретного содержания на этапе подготовки к уроку; 3) способность учителя вычленить слабое звено при усвоении учениками конкретного содержания на уроке; 4) способность определить психологическую причину затруднений; 5) способность подобрать адекватный вид коррекции для ликвидации имеющихся затруднений при решении учебной задачи.