Воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими основных элементов социального опыта, в процессе и в результате вовлечения их старшим поколением в общественные отношения, в общественную деятельность и в систему общения. Общественные отношения и воздействия и взаимодействия, в которые вступают между собой все люди, являются и воспитательными и воспитывающими. Основой содержания воспитания как общественного явления является освоение производственного опыта и навыков к труду. Научная педагогика устанавливает связь воспитания с производительным трудом. Воспитанию в истории общества отводилась роль жизненного средства формирования личности, а тогда вовсе сбрасывалось со счетов. Воспитание не способно само по себе заметно изменить человека и общество. Лишь в условиях гуманного, демократического общества все общественные отношения, в том числе и производственные, будут способствовать духовно-ценностному наполнению и гармоническому развитию общественных функций воспитания. Воспитание, формируя гармоничного, всесторонне развитого человека, будет оказывать влияние и совершенствовать характер производственных отношений. Язык играет великую роль в жизни общества. Воспитание и язык своими средствами осуществляют общение и подготавливают будущее поколение к жизни. В этом обнаруживается единство языка и воспитания: язык обеспечивает педагогический процесс, а воспитание – преемственность языка для совершенствования человека в его применении. Язык занимает по отношению к воспитанию ведущее место. Он выступает и в качестве хранителя общественного опыта, различного рода информации, и в качестве главного орудия передачи этой информации от одного поколения другому. Огромную роль в воспитательном процессе играет семья, так как она является фундаментальной социальной ячейкой общества, и от ее морального и физического здоровья зависит эффективность воспитания, характер жизни и производительность труда различных коллективов. Здоровая семья неразрывно связана с множеством коллективов: трудовых, школой, детским садом, внешкольными учреждениями, организациями по месту жительства, различными общественными организациями, с другими семьями. Чем шире и глубже связь семьи с другими коллективами, тем содержательнее и интереснее становится ее жизнь и тем прочнее ее положение в системе общественных отношений. Эффективность воспитания в семье во многом зависит от того, насколько она осознает себя частью общества, гражданской ячейкой, участвующей в активном обновлении жизни.