Право - многоаспектное, многогранное социальное явление, с которым всегда связывают определенный порядок в общ-ых отношениях, оно противостоит произволу и выступает как общеобязательный нормативный регулятор. В работах современных ученых имеются различные подходы к определению права нормативный, социологический, философский: 1) Право - это система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения (С. С. Апексеев); 2) Право - это совокупность признаваемых в обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование воль в их взаимоотношении друг с другом (В. В. Лазарев) 3. Право — это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения (В. К. Бабаев). Термин «регулирование» (лат. regуlо - правило) обозначает упорядочение, налаживание, приведение чего либо в соответствие с чем-либо. Правовое регулирование общественных отношений осуществляется как при помощи жесткого, властного их нормирования государством, законом, так и нормами права, которые конкретизируются в правоотношении. Без эффективного правового регулирования немыслима сама государственность. В отечественной юр-кой литературе сложилось вполне определенное единое понимание сущности понятия правового регулирования. 1. Правовое регулирование — это результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения специальной системы правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения) (С. А. Комаров). 2. Под правовым регулированием понимается применение норм права, других юридических средств для воздействия на общ-ные отношения с целью их упорядочения и прогрессивного развития, а также воздействия на поведение людей (Р. В. Енгибарян, Ю. К. Кроеное). Предмет и метод правового регулирования. Некоторые авторы подразделяют современные общественные отношения на группы: экономические, политические, отношения по обеспечению правопорядка и законности или трудовые, семейные и т. д. Предмет правового регулирования — это многообразие общ-ных отношений, меняющихся в зависимости от конкретно-исторических условий, которое право регулирует. Характер общественных отношений определяет методы правового регулирования. Метод правового регулирования - совокупность способов воздействия норм данной отрасли права на поведение людей, регулируемые этой отраслью общ-ные отношения. Элементы: 1) специфический способ взаимосвязи прав и обязан-ей между участниками урегулированных отраслью правоотношений; 2) совокупность юр-их фактов, служащих основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношений; 3) особые способы формирования содержания прав и обязанностей субъектов права; 4) санкции, способы и процедуры их применения. 4 метода правового регулирования: -императивный (авторитарный) - метод властных предписаний, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях; - диспозитивный (автономный) - метод равноправия сторон координации, основанный на дозволениях; -поощрительный - метод вознаграждения за определенное поведение; -рекомендательный - метод совета осуществления конкретного желательного для общества и государства поведения. Основные отраслевые методы правового регулирования: императивный (авторитарный), основанный на властно императивных началах и означающий централизованное регулирование и диспозитивный (автономный), т. е. децентрализованное регулирование, при котором участники общ-ных отношений выступают как равноправные стороны. Специфику методов правового регулирования раскрывают сочетания и комбинации способов регулирования общ-ных отношений гос-ом. В теории права выделяют три способа правового регулирования: запрещение, дозволение и обязывание. Доп-ными способами можно считать воздействие норм права, применение мер принуждения и предупредительное воздействие норм. Общая направленность воздействия на общественные отношения, которая зависит от того, какой способ лежит в основе регулирования (дозволение, запрет или обязывание), определяет тип правового регулирования — а) общедозволительный и б) разрешительный. В основе общедозволительного типа - общее дозволение по принципу «дозволено все, кроме. . . », т. е. можно совершать любые действия, кроме запрещенных. В основе разрешительного - лежит общий запрет, т. е. «запрещено все, кроме. . . », т. е. можно совершать только действия, разрешенные в нормах права. (трудовое зак-во, праздничные дни) -эти два типа взаимодействуют, в админ-ном праве есть нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительному типу, а в гр-ком праве - элементы разрешительного типа. Если способы регулирования применяются в сочетании, то вырисовываются особенности специально - юридических функций права - регулятивной, охранительной и других, результатом воздействия которых являются законность и правопорядок. Цель: Право, законность, правопорядок являются важными составными элементами всей правовой основы гос-ной общественной жизни. Цель правового регулирования - создание системы упорядоченных общественных отношений - общественного порядка, в котором заинтересован весь народ или господствующий класс. Общественные отношения, их система, складываются как общий результат деятельности чел-ва в конкретных исторических условиях. Не только материальные условия жизни общества обусловливают правовое регулирование, но и субъективные факторы, наиболее полно проявляющиеся в правосознании, а через него - в правотворчестве, правоприменении и т. д.